История ведет свое начало с ноября 2009 года, когда между МВД по РБ и ООО “ФЦ Редут Улан-Удэ” (“Форд-центр”) был заключен госконтракт на поставку трех автомобилей “Форд-Мондео”.
Машины предназначались для спецсопровождения со стороны ГИБДД прибывающих в Бурятию высокопоставленных чиновников. Каждая машина обошлась бюджету без малого в один миллион рублей. Первые два автомобиля “Форд-центр” поставил в начале декабря того же года, предварительно перекрасив их в серебристый цвет (по требованиям ГИБДД), а вот с третьей вышла заминка. В этот период у “Форд-центра” начались серьезные финансовые проблемы и с поставкой машины милиции он начал тянуть.
В 20-х числах декабря 2009 года Константин Акалелов собрал совещание и пригласил на него директора “Форд-центра” Геннадия Кулаева. На встрече Акалелов спросил Кулаева, где третья машина и почему она не поставлена к 15 декабря, как указано в госконтракте?
Кулаев сослался на имеющиеся у него проблемы и заверил присутствующих, что машину он якобы поставит в первых числах января 2010 года. Тогда Акалелов заявил ему, что деньги за третью машину он получит только после того, как поставит ее МВД. Что и произошло 23 декабря — “Форд-Мондео” серебристого цвета подогнали в гараж МВД, где был подписан акт приемки-передачи. В тот же день министерство перечислило деньги за машину.
Анекдотический оборот ситуация приняла в марте 2010 года, когда в гараж МВД явился улан-удэнец Шандер и предъявил ошалелым милиционерам ПТС на милицейский “Форд-Мондео”, потребовав вернуть ему машину. Как оказалось, г-н Кулаев поставил милиции не новый автомобиль, а бэушный. Который Шандер предоставил в “Форд-центр” для продажи. А его отдали МВД. Причем цвет машины также странным образом поменялся — МВД передавали серебристую машину, а при проверке она оказалась темно-синей.
Машину пришлось вернуть хозяину. В конце апреля из отпуска вернулся Акалелов, который дал поручение подчиненному направить рапорт о возбуждении в отношении Кулаева уголовного дела по факту мошенничества. Но собственное министерство возбуждать дело в отношении автодилера отказалось, хотя ущерб был налицо. Вдобавок к весне-лету 2010 года МВД закидали заявлениями о возбуждении уголовных дел по мошенничеству свыше десятка граждан и предприятий, пострадавших схожим с МВД образом (№16, “МК” в Бурятии”, статья “Верните деньги, г-н Кулаев!”). Тогда Акалелов весной 2010 года инициировал подачу в арбитражный суд, который постановил взыскать с “ФЦ Редут Улан-Удэ” 965 тыс. р.
Однако к этому времени на счетах фирмы было ноль, приставы развели руками, а милиция выслушала слова, которые в похожих случаях нередко говорят российские мошенники: “это временные трудности, но от взятых на себя обязательств мы не отказываемся и со временем деньги обязательно вернем”.
Спустя почти год в отношении Константина Акалелова неожиданно было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ (“Превышение должностных полномочий”). Должность замминистра по тылу оказалась востребованной. Схеме по “обуванию” министерства придали нужное звучание