Так, в прошлом году, по сравнению с предыдущим, рост доходов бюджета от предоставления платных услуг в социальном секторе вырос на 50%. Однако насколько перспективно ускорение перевода социальной помощи в разряд платной? Не вызовет ли это рост напряженности в этой сфере? Об этом и других проблемах, возникающих в социальной сфере, и шла речь на заседании совета Народного Хурала Республики Бурятия, где депутаты заслушали информацию министерства социальной защиты населения РБ о ходе реализации республиканского закона “О социальном обслуживании населения в РБ”.
С момента принятия этого закона прошло почти три года. С итогами работы ведомства по реализации закона за прошлый год на совете Народного Хурала РБ выступила первый заместитель министра социальной защиты населения РБ Анастасия Меринова.
Как отметила выступающая, в прошлом году комплекс социально-бытовых, медицинских, реабилитационных и социально-правовых услуг получили около 9 тысяч граждан на 17,5 млн. рублей. С целью повышения качества обслуживания в Улан-Удэ реализуется проект социального обслуживания на дому центром “Доверие”. Перевод на частично платную основу привел к тому, что количество оказанных социальных услуг выросло в 2,3 раза, а заработная плата социальных работников поднялась до 10,6 тыс. рублей, тогда как в районах соцработники получают около 7,4 тыс. рублей. Пилотный проект по переводу на платные услуги с апреля этого года распространен на Тарбагатайский, Кабанский и Иволгинский районы.
Чиновник рассказала депутатам, как в республике реализуется еще один проект — “Приемная семья”. Его смысл заключается в том, что одинокие пожилые граждане и инвалиды, нуждающиеся в постоянном круглосуточном уходе, заключают соглашение с семьей, готовой принять такого человека. Договор является трехсторонним, со стороны государства он подписывается учреждением соцзащиты.
Взамен гражданин, осуществляющий уход за пожилым человеком, получает около 3 тысяч рублей от государства и 75% от суммы пенсии пожилого человека. Чиновники подсчитали, что этот вариант менее затратный для государства, поскольку содержание человека в стационаре обходится в 14 тысяч рублей, а в приемной семье — в пределах 3,5 тыс. рублей. Таких приемных семей в республике насчитывается 63.
Но некоторые депутаты высказали обеспокоенность тем, что в области социальной помощи в Бурятии все более преобладающим становится вопрос экономии и коммерциализации социальных услуг.
— Непонятно, почему мы так много говорим о платных услугах населению, ведь большинство пенсионеров своим трудом заработали пенсии и вправе рассчитывать на то, что государство будет обеспечивать им социальную помощь без того, чтобы кто-то забирал значительную часть их пенсии, — высказал свое мнение депутат Игорь Бобков. — Тем более, что сам уровень пенсий по-прежнему остается низким, несмотря на регулярное их повышение. Ведь мы вроде бы строим социально-ориентированное государство?
Представитель минсоцзащиты на это парировала, что сокращение помощи малоимущим пожилым людям не произойдет, но те пенсионеры, у кого имеются средства, “должны принимать участие в своей судьбе”.
А вот председатель комитета по социальным вопросам, депутат Александр Стопичев в ходе поездок по районам, где реализуются проекты “Приемная семья”, “Хоспис” и другие, отметил, пожалуй, наиболее серьезную проблему, с которой сталкиваются получатели государственной помощи, — дефицит общения и внимания. Ведь социальные работники, помогающие привезти продукты или по хозяйству, как правило, делают все на бегу, по словам депутата, “просто поговорить с пожилыми людьми у них нет времени”.
Но оказалось, что за душевные разговоры тоже надо платить. Так, руководитель республиканской службы по тарифам Оксана Чебунина сообщила, что по предложению министерства социальной защиты РБ ведомство высчитало стоимость одной минуты разговора, которая в перечне предоставляемых платных услуг проходит, как “психологическая помощь”.
Среди депутатов далее разгорелась дискуссия — кто должен оплачивать подобные психологические разговоры, а также в целом — обеспечивать работу социальных работников и сиделок? Государство, сами получатели помощи или их дети?
Председатель Народного Хурала Бурятии Матвей Гершевич считает, что помогать пожилым людям все-таки должны их дети и родственники.
— Не могу согласиться с мнением, что дети не должны заниматься родителями, которые дожили до преклонного возраста, тем более, что имеется юридическая обязанность детей содержать родителей, — отметил он. — Считаю, что если дети уклоняются от этого, то министерство социальной защиты по доверенности такого пожилого человека может подать в суд и взыскать алименты, которые и пойдут на обеспечение его ухода.
В то же время спикер подчеркнул, что здесь речь идет, прежде всего, об обеспеченных детях, если же они сами находятся в трудном финансовом положении, то вопросы поддержки пожилого человека — целиком забота государства.
Далее разговор зашел о лицах без определенного места жительства. Депутат Народного Хурала Вячеслав Мархаев отметил, что ситуация с бездомными сложилась критическая — “мы каждое утро видим, как они роются в мусорных бачках”.
По его словам, проблемы бездомных во времена СССР не было, это результат реформы. Причем при “таком количестве созданных госструктур и контро-лирующих органов мы этой проблемой практически не занимаемся”.
Первый заместитель министра социальной защиты населения РБ Анастасия Меринова, отвечая на вопросы депутатов, рассказала, что проблемой бездомных министерство занимается. Например, возле старого автовокзала Улан-Удэ организована социальная гостиница на 30 мест “Шанс”. Обратившимся сюда лицам без определенного места жительства работники социальной службы помогают бесплатно оформить необходимые документы, прежде всего паспорт, и далее помогают в трудоустройстве. Но для этого, подчеркнула чиновник, необходимо главное условие — чтобы человек, оказавшийся в трудной ситуации, нашел в себе силы изменить свою жизнь.
По словам Мериновой, значительную помощь социальному ведомству оказывает Русская православная церковь. Недавно в с. Сотниково по ее инициативе был открыт первый в республике приют для женщин без определенного места жительства.
Депутаты пришли к выводу, что вопрос роста числа бездомных — показатель состояния общества, ведь у многих из бродяг, живущих в тепловых узлах, есть родственники.
В заключение спикер Матвей Гершевич отметил, что депутаты будут не только добиваться тщательного выполнения социальным ведомством принятого закона Народным Хуралом, но и предлагают поделиться предложениями, которые у социальных работников возникли в ходе его реализации.
Депутаты Народного Хурала приняли к сведению информацию, прозвучавшую от минсоцзащиты, и рекомендовали правительству продолжить работу по формированию рынка надомных социальных услуг, созданию эффективного механизма привлечения на конкурсной основе негосударственных организаций для социального обслуживания населения, обеспечению их доступа к бюджетному финансированию. Среди предложений, принятых советом Народного Хурала, — рекомендация органам местного самоуправления обеспечить внедрение электронной системы обмена информацией с органами социальной защиты населения с целью уменьшения возникающих проблем при подаче заявлений граждан для предоставления им социального обслуживания на дому.