Город на голодном пайке

Вопреки заявлениям двух президентов — России и Бурятии — депутаты Народного Хурала вновь намерены отказать Улан-Удэ в расходах на статус столицы

23 июня состоится очередная сессия Народного Хурала, на которой планируется рассмотреть законопроект “О внесении изменений в закон “О статусе столицы Республики Бурятия”.

Вопреки заявлениям двух президентов — России и Бурятии — депутаты Народного Хурала вновь намерены отказать 
Улан-Удэ в расходах на статус столицы
Депутаты Народного Хурала Федор Трифонов и Игорь Бобков.

Давно обсуждаемый в коридорах власти документ был призван восстановить “историческую справедливость” — подкрепить заявленные столичные функции Улан-Удэ реальными финансами. Речь о 350 миллионах рублей, ориентированных на ремонт городских дорог, озеленение, благоустройство и прочие вещи, без которых называть Улан-Удэ столицей, визитной карточкой республики просто бессмысленно.

Как превратить богача в попрошайку

Свою одобрительную позицию законопроекту не так давно публично высказал председатель Народного Хурала Матвей Гершевич. О необходимости дополнительного финансирования работ по благоустройству Улан-Удэ много говорилось на комиссии Народного Хурала РБ по вопросам социально-экономического развития Улан-Удэ (есть и такая) во главе с Андреяном Зыбыновым. Прямая обязанность комиссии, куда вошли сплошь “городские” депутаты (к примеру, Игорь Бобков) и даже когда-то работавшие в городских структурах (как Федор Трифонов), стремиться к тому, чтобы столица наша хорошела, зеленела и была комфортна для проживания. Ладно бы речь шла просто о городе, пытающемся избавиться от мусора и облагородить то, к чему десятки лет не прикасалась рука строителя. Улан-Удэ ныне — центр мирового туризма, транзит, через который вот-вот устремятся миллионы людей всех оттенков кожи, жаждущих увидеть Байкал и прикоснуться к другим местным красотам. Для того, чтобы прилично встретить эти миллионы и заработать на них, для начала нужно хоть что-то во все это дело вложить. Вкладывать при имеющихся в городе финансах особо не получается. Улан-Удэ, где живет половина республики, а в будущем будет жить еще больше, прилично зарабатывающий на производстве, налогах и прочих вещах, давно находится в роли попрошайки. Улан-Удэ, обеспечивающий свыше 70% всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет республики, вынужден каждый раз выпрашивать у республики очередной трансферт на самое необходимое. Чем выше получаются доходы города, больше налогов, лучше экономические показатели, тем ниже устанавливается паек, выдаваемый на развитие, улучшение и элементарные нужды.

Еще в 2000 году республиканские власти возвращали Улан-Удэ 41% от заработанного. За десять лет эта цифра планомерно снижалась и достигла 19%. При этом в том же 2000 году в местные бюджеты зачислялись налог на прибыль, налог по упрощенной системе, налог на имущество предприятий, чего сейчас нет. Безвозвратно уходит сегодня в республику 100 процентов транспортного налога горожан.

Только 10% остается в городе от перечисляемого налога на доходы физических лиц. В результате такого дележа обеспеченность бюджетными деньгами сельчан оказывается в разы выше, чем улан-удэнцев. В пересчете на душу населения в прошлом году на одного улан-удэнца пришлось 11 тыс. рублей, тогда как на жителя, к примеру, Селенгинского района — более 13,5 тыс. рублей, Окинского — 36,3 тыс. рублей, Баунтовского — 36,6 тыс. рублей. Понятно, деревне надо помогать, только впечатление такое, что помощь эта все больше порождает иждивенчество. К чему шевелиться и зарабатывать, если и так все дадут. К чему ездить в командировки, изыскивать резервы, убеждать и создавать на селе рабочие места, если можно просто взять у одних и отдать другим, одним махом сняв проблему и заработав себе дешевые политические очки.

На функции столицы Бурятии денег нет

О порочности такой практики не раз высказывались власти столицы Бурятии. Весной этого года депутаты Улан-Удэнского горсовета внесли в Народный Хурал РБ законодательную инициативу “О внесении изменений в закон Республики Бурятия “О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия”, где предлагалось оставлять в городе хотя бы два налога — связанный с применением упрощенной системы налогообложения (90%) и полностью транспортный налог. Попытка успехом не увенчалась, так же как и инициатива внести изменения в другой республиканский закон “О статусе столицы Бурятии”. Закон этот был принят еще в 1996 году, но практически не работает, ибо никак не подкреплен финансово. Вынесенный на обсуждение законопроект предлагал ежегодно закреплять за исполнением расходов на столичные нужды определенную сумму. И все вроде начиналось хорошо. Законопроект прошел согласование со всеми инстанциями, от всех получил одобрение. Однако в самый последний момент президент республики дал документу отрицательное заключение, надо полагать, не без влияния большинства “хуральцев”, считающих, что как-нибудь обойдутся и без их помощи. В результате профильный комитет по финансам слишком поздно включил данный вопрос в свою повестку, тем самым вычеркнув его из плана предстоящей сессии, последней сессии, которая могла бы внести расходы на статус столицы в бюджет следующего года. Это значит, что Улан-Удэ и в 2012 году не получит ничего на выполнение своих “столичных” нужд. Здесь, в отличие от сельских районов, не построят детсады и школы, не найдут деньги на уборку мусора, на помощь бездомным животным, на пляж, парк и далее по списку. Депутаты Народного Хурала, которые почти все живут в Улан-Удэ, перевезли сюда свои семьи, а многие избирались от города, не захотели принять участие в решении городских проблем. Что ж, видя такое отношение, вряд ли и город пожелает поддержать таких избранников на ближайших выборах. Будем надеяться, что новый парламент окажется более последовательным в своих действиях, логичным и дальновидным.

Момент истины

Несколько дней назад на петербургском экономическом форуме президент России Дмитрий Медведев заявил: “В ближайшее время я создам специальную рабочую группу высокого уровня, которая подготовит предложения по децентрализации полномочий между уровнями власти, прежде всего в пользу муниципального уровня, включая вопросы соответствующей корректировки национальной налоговой системы и принципов межбюджетных отношений”. Эту же мысль поспешил озвучить журналистам вернувшийся из Питера президент Бурятии Вячеслав Наговицын, сказав, что идея передать полномочия на муниципальный уровень с одновременным изменением налоговой базы абсолютно справедлива. Уже на этой неделе мы увидим, не разойдутся ли дела со словами.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру