И хотя в современной Монголии туриндустрия во многом обязана имени великого хана, однако интересных с точки зрения рядового туриста объектов, связанных с основателем монгольского государства, в самой стране сейчас маловато. Пробел этот будет восполнен в ближайшее время.
В настоящее время одна из крупнейших монгольских корпораций “Женко групп” весьма активно реализует ряд проектов, посвященных Чингисхану, истории, культуре и быту монгольского народа. В пригороде Улан-Батора усилиями корпорации созданы комплексы “Чингисхан” и “13 век”. Комплекс “Чингисхан” расположен в живописной долине реки Туул. В центральной части комплекса установлен грандиозный памятник Чингисхану, восседающему на коне, высотой около 40 метров. В двухэтажном основании памятника размещены музей, ресторан, конференц-зал и магазин. В хвостовой части коня установлен лифт, по которому можно подняться на смотровую площадку, расположенную на голове коня, и полюбоваться окружающей панорамой. Вокруг памятника будет располагаться туристический кемпинг, состоящий из 200 жилых юрт и напоминающий по форме ханскую печать. Туристы, интересующиеся реальной жизнью кочевников великой империи, могут воочию увидеть все это в этнографическом комплексе 13-го века. Дворец великого хана, городок ремесленников, шаманские обряды, суровый быт монгольского скотовода дадут достаточно полное представление о древних обычаях, культуре и истории монгольского народа.
С сентября нынешнего года в Монголии начнется строительство комплекса “Тумен кэшигтэн”, обе-щающего стать самым захватывающим, увлекательным и познавательным объектом туризма.
Для начала немного из истории вопроса.
Слово “кэшигтэн” происходит от тюркского “кэзик”, что означает смена или охрана. Так звали личных гвардейцев, которые охраняли жизнь, семью и кочевые ставки самого Чингисхана. Еще в старинных монгольских летописях говорится о том, что знатные особи монгольских племен имели телохранителей “турхаг”, отличавшихся крепким и крупным телосложением, умом и ловкостью. На традициях воинов “турхаг” в 1189 году молодой монгольский хан Тэмужин впервые сформировал отряд кэшигтэнов, который состоял из 70-ти “турхаг” (дневная стража) и 80-ти “хэвтул” (ночная стража).
На курултае 1206 года, когда было провозглашено создание Великого монгольского государства, а Тэмужин получил титул Чингисхана, кэшигтэны получили окончательную организацию. Численность гвардии была доведена до тумена, т.е. 10000 воинов. Все 10000 кэшигтэнов набирались из сотен и тысяч самых лучших воинов великого хана по своей силе, смелости, ловкости и уму. Кроме того, гвардейцев-кэшигтэнов должны были набирать из детей знати и лиц свободного сословия.
Эта аристократическая гвардия пользовалась различными привилегиями и особым почетом. Все гвардейцы находились под личным наблюдением монгольского императора, он сам разбирал все их дела. В сражениях с врагами кэшигтэны воевали в главных силах.
Основанная, таким образом, как стража ханской ставки, гвардия-кэшигтэн приобрела значение элитного подразделения монгольской армии, а также важного звена в управлении государством, являясь, по сути, главной опорой ханской власти.
Комплекс “Тумен кэшигтэн”, расположенный неподалеку от комплекса “Чингисхана”, должен превзойти его по дерзости замысла и размаху исполнения. На площади 140 гектаров планируется изготовить и разместить 10000 статуй конных гвардейцев-кэшигтэнов.
Самая главная особенность этого проекта заключается в том, что лицо статуи может заказать любой желающий, заплатив некоторую сумму. Своего рода скульптурный интерактив. Предполагается, что статуи всадников на коне в полном боевом облачении высотой 3 метра 25 сантиметров будут изготавливаться из бронзы или скульптурного бетона французской компании “Максит Вебер”. Желающий увековечить свой образ в лице бронзового воина-кэшигтэна должен выложить 30 тыс. долларов, а бетонное изваяние обойдется в 10 тыс. долларов. Компания “Максит Вебер” дает гарантию сохранности памятника на 200 лет. В качестве приятного сюрприза заказчик получает бесплатно уменьшенную копию скульптуры.
В настоящее время для создания скульптурного облика необходимо приехать в Улан-Батор, где при помощи сканера будет сделана трехмерная модель лица желающего. Затем после корректировки и согласования изображения и оплаты заказа скульпторы компании приступят к работе. В ближайшем будущем организаторы проекта хотят разработать инструкцию по детальной многопроекционной фотосъемке лица заказчика, чтобы избавить его от необходимости приезда в Монголию.
Помимо монголов принять участие в этом проекте может любой желающий, независимо от расы, национальности, религии или места проживания.
Однако есть некоторые ограничения. Так, например, можно будет купить только гвардейское лицо, а вот уже доспехи, вооружение или порядок в строю определяют организаторы проекта. Дело в том, что воины-кэшигтэны подразделялись на дневную и ночную охрану, телохранителей, стрелков и др. Таким образом, всего в проекте будут представлены 9 видов гвардейцев великого хана.
По словам координаторов проекта, на сегодняшний день свыше 200 человек из Монголии и других стран уже оплатили свои заказы, а более 1000 согласовывают детали своих изображений. Звезда Голливуда Джеки Чан, побывавший в Монголии в 2010 году, станет одним из первых бронзовых гвардейцев. Топ-менеджеры российской компании “Метрополь”, находясь в Улан-Баторе в мае 2011 года, также выразили желание войти в вечность в стройных рядах воинов Чингисхана. В Бурятии интерес к проекту проявили и депутаты Народного Хурала, в частности, парламентарий Михаил Гергенов, который сообщил, что “проект имеет все шансы быть реализованным”.
Помимо самого войска организаторы проекта планируют построить на территории комплекса настоящие действующие камнеметные машины и стенобитные орудия с наглядной демонстрацией, тир для стрельбы из лука, создать искусственное озеро, провести двухкилометровую канатную дорогу, позволяющую увидеть все в перспективе, открыть рестораны, поля для гольфа, SPA-салоны и детские игровые площадки.
В планах компании “Женко групп” кроме вышеупомянутых комплексов присутствует и создание комплекса империи гуннов и комплекса динозавров. Реализация в будущем всех этих проектов, объединенных одной идеей, выполненных в одном стиле и расположенных неподалеку друг от друга, позволит монголам создать поистине великий туристический продукт. Все это, конечно, не оставит потенциального туриста равнодушным к истории монгольского народа, монгольского государства и личности Чингисхана.
Великая степь, вечно синее небо, великий хан…