Операция “У”

В Бурятии разгорается очередной громкий скандал, связанный с муниципальной собственностью Улан-Удэ

Правозащитники Бурятии написали письмо президенту Бурятии, в котором просят отстранить от занимаемой должности мэра Улан-Удэ Геннадия Айдаева в связи с приватизацией имущества, ранее принадлежавшего МУП “Городские электрические сети” (МУП “ГЭС”).

В Бурятии разгорается очередной громкий скандал, связанный с муниципальной собственностью Улан-Удэ

По мнению правозащитников, необходимо также принять меры прокурорского реагирования в отношении операции по передаче в 2008 году муниципального имущества в уставной капитал контролируемой московскими структурами ОАО “Улан-Удээнерго”, что в конечном итоге могло привести к банкротству муниципального предприятия.

МУП “Городские электрические сети” (компания, транспортирующая электроэнергию потребителям) работало на самом быстрорастущем рынке республики — в Улан-Удэ. Неудивительно, что по балансам МУП “ГЭС” всегда было доходной структурой. Так, по итогам 2007 года доход по основной деятельности был в размере 13,7 млн. рублей. Актив, который спустя год приватизировали, был весьма притягательным для инвестора. Высокие энерготарифы, гарантированный сбыт. Денежный поток в миллиарды рублей в год, который можно направить куда угодно. Однако по сложившейся традиции сразу продавать цветущий актив москвичам было не с руки. Зачем спешить, когда вначале можно “покачать” финансы, а только затем приватизировать? МУП “ГЭС” в том же году вдруг начало покупать очень дорогое электротехническое оборудование у структур, которые в СМИ связывают с бизнесменом Алексеем Глазковым, имевшим тесные контакты с высокопоставленными чиновниками мэрии Улан-Удэ, в частности, с председателем комитета по управлению имуществом мэрии Людмилой Бутовой. Отказаться покупать неликвид Юрий Козлов, директор МУП “ГЭС”, не мог в силу понятных причин. Однако достоверно известно, что он предлагал акционировать МУП “ГЭС” и сохранить у города 100%-ный контроль над транспортировкой электроэнергии в городе. Но мэрия почему-то пошла по другому, весьма извилистому пути. За подписью заммэра Виктора Гаврилова 14 ноября 2008 года рождается распоряжение с поручением комитету по управлению имуществом города (КУИ) выступить учредителем новой структуры — ООО “Улан-Удээнерго” и внести туда полтора десятка наиболее доходных подстанций города на сумму в 34 млн. рублей. Эти муниципальные подстанции в это время фактически находились во владении МУП “ГЭС”.

Как пишет на своем сайте правозащитный фонд содействия развитию РБ “Патриот”, в тот же день председатель комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ Людмила Бутова подписывает акт приема-передачи №2002-АИК с жителем поселка Усть-Абакан (Хакасия) Емельяном Благодатским, который якобы от лица и.о. директора МУП “ГЭС” передает это имущество в 34 млн. рублей в КУИ. Причем 14 ноября 2008 г. в должности директора МУП “Городские электрические сети” работал Юрий Козлов! Фактически при живом и действующем директоре житель Хакасии Благодатский передает имущество, находившееся в МУП “ГЭС”.

Лишь после этого уже 28 ноября того же года на свет родилось распоряжение, подписанное мэром Геннадием Айдаевым, которым он разрешает Юрию Козлову очередной отпуск с 1 декабря 2008 г. с последующим увольнением 8 января 2009 г. Единственное, что наверняка утешило Козлова, — то, что его сын Сергей был назначен спустя полгода министром транспорта и энергетики правительства Бурятии. Наверное, случайность.

И лишь с 1 декабря г-н Благодатский назначается и.о. директора МУП “ГЭС”. Таким образом, участники операции по выводу имущества с ведения МУП “ГЭС” настолько спешили, что не придали значения (либо проигнорировали, надеясь на безнаказанность) таким серьезным юридическим ляпам, дающим отличную возможность для последующего признания всех этих сделок недействительными.

Ведь Благодатский на момент подписания акта-приема передачи не обладал статусом работника МУП “ГЭС”, а это значит, что 14 подстанций не выбывали из владения МУП “ГЭС”? Однако после передачи трансформаторных подстанций в “Улан-Удээнерго” город сдал ему же в аренду электрические сети, на которых ранее работало МУП “ГЭС”, оставив его без средств производства. Предприятие довели до банкротства.

Далее в ОАО “Улан-Удээнерго”, которое стало контролировать передачу электроэнергии по сетям в городе, мэрия почему-то согласилась на весьма скромный пакет в 25% плюс одна акция. 75% оказалось в “Энергоинвестхолдинге” (г. Москва), за которым, по данным СМИ, стоит небезызвестный бизнесмен Александр Антропенко.

Если раньше город на 100% контролировало МУП “ГЭС”, то теперь лишь на четверть в новом предприятии. Сколько получил город от этой операции? Почему согласились отдать москвичам 75% предприятия? И, наконец, главный вопрос. Почему Геннадий Айдаев, Гемаля Гендунова и другие чиновники не создали на базе МУП “ГЭС” акционерное общество со 100%-ной долей города?

Ведь эта структура, имея сети, трансформаторы, миллиардные обороты и гарантированный сбыт, была бы вся в “шоколаде” и можно было даже позволить не запрашивать в РСТ столь резкого удорожания тарифа на транспортировку электроэнергии! А затем могли бы продать 49% в новом акционерном обществе стратегическому инвестору, а не какому-то там ООО! И получить реальные деньги в бюджет и средства на обновление сетей!

Вместо этого был выбран замысловатый вариант приватизации через вхождение зарегистрированной в Москве структуры в ОАО “Улан-Удээнерго”, в том числе под будущие обещания инвестировать 400 млн. рублей в электросетевое хозяйство. Но получилось, как в романе “Двенадцать стульев”. Утром — деньги, вечером — стулья. Вначале контроль над миллиардными денежными потоками, а потом инвестиции в обещанные сотни миллионов рублей, которые можно взять отсюда же, из Улан-Удэ! Но мне почему-то эта схема напомнила ситуацию с улан-удэнским аэропортом, когда московской структуре власти тоже отдали важнейший инфраструктурный объект столицы Бурятии под обещания инвестиций. Что из этого вышло, мы знаем — ни инвестиций, ни аэропорта. И это еще один повод для того, чтобы спросить чиновников мэрии: а, собственно, что город получил от этих сделок по приватизации городского жилищно-коммунального комплекса? Или кто получил эту прибыль? Но один вывод можно сделать уже сегодня — после подобного акционирования в городе, похоже, наступает хаос. Сегодня “Улан-Удээнерго” судится с “Бурятэнэргосбытом”, с которым, в свою очередь, судится филиал ОАО “МРСК Сибири” — “Бурятэнерго”. Все погрязли во взаимных претензиях и обещаниях возбуждения уголовных дел в отношении друг друга. Скандалы выплескиваются в медиапространство, электросетевое хозяйство к зиме толком не подготовлено и, помимо конфликта в теплоэнергетике города с приходом в Улан-Удэ омской структуры все того же Александра Антропенко (ООО “Тепловая компания”), нам еще не хватает в выборный год проблем с электроснабжением столицы Бурятии.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру