Несмотря на то, что волна повсеместного открытия аптек и аптечных пунктов, когда, почитай, на каждом доме появлялась соответствующая табличка, давно прошла, конкуренция в этой сфере продолжает оставаться одной из самых сильных.
Последний пример — поданное 18 октября 2011 года в арбитраж Бурятии заявление о банкротстве ОАО “Городские аптеки” само по себе можно расценить как вполне естественное по нынешним временам явление. Однако если исчезновение с рынка какого-либо другого торговца таблетками и прошло бы незамеченным, только не ОАО “Городские аптеки”. Дело в том, что на сегодня ОАО “Городские аптеки” является единственным во всем городе учреждением, где не просто продают фабричные упаковки, но и изготавливают для нужд населения лекарственные препараты по индивидуальным рецептам. Ежемесячно здесь производят около тысячи единиц лекарств, многие из которых являются для горожан жизненно важными.
Почему опустели полки ОАО “Городские аптеки”
Производственные аптеки изготавливают медицинские препараты экстемпорального назначения, то есть по необходимости. Всевозможные микстуры, отвары, растворы для внутреннего и наружного применения, мази, настойки, капли и порошки выписываются врачами тогда, когда справиться с болезнью с помощью таблеток и уколов медики не в состоянии. Когда-то в Улан-Удэ этим занимались целых шесть аптек, расположенных в разных частях города и обеспечивавших горожан необходимыми растворами по первому требованию врача. Когда-то делали такие растворы на “Саянах” (аптека №70), в кварталах (аптека №75), на проспекте Строителей (аптека №94), в самом центре города (аптека №6 — ул. Борсоева), на Восточном (аптека №9)… После того, как все муниципальные аптеки были акционированы и проданы, новые собственники связываться с мазями и каплями справедливо посчитали для себя делом весьма затратным. Стерильные “операционные” условия производства, требующие жесточайшего контроля, современного оборудования, высококлассных специалистов и, наконец, немалых капиталовложений, добровольцев не нашли. С другой стороны, государство официально провозгласило курс на ликвидацию “доморощенных” производств и перевод всего лекарственного обеспечения на промышленные рельсы как более рентабельные, надежные и безопасные.
К примеру, на сегодня производством препаратов экстемпорального назначения во всем городе занимается только аптека №15 (пос. Стеклозавода), принадлежащая ОАО “Городские аптеки”. Правда, существует еще в Улан-Удэ производственная аптека для обеспечения нужд больниц и роддомов, но она работает без права готовить растворы для населения. Сбором рецептов со всего города занимаются уже не шесть аптек, как раньше, а только две — аптека №15 и центральная аптека №2 на Ленина. Речь идет даже не об удобстве горожан, вынужденных с рецептом на руках разыскивать эти две аптеки, а о том, смогут ли улан-удэнцы вообще получать растворы по рецептам. Перспективы единственной в городе аптеки, готовящей растворы и микстуры по индивидуальным рецептам, весьма туманны. К тому же неоднократные сообщения в прессе о том, что владельцем бывших муниципальных аптек является скандально известный бизнесмен по фамилии Турченюк, для которого в свете сегодняшних событий проблемы медицинского обеспечения улан-удэнцев стоят явно не на первом месте, позволяют горожанам надеяться только на чудо. Как стало известно, вот уже два месяца в аптеке №15 не выплачивается зарплата, увольняются уникальные специалисты, надо полагать, что нет средств на закуп необходимых ингредиентов и “выпуск” необходимого количества медицинской продукции. О печальных делах собственника свидетельствуют хотя бы пустые стеллажи центральной аптеки №2 на Ленина, которая также входит в сеть ОАО “Городские аптеки”.
Половина улан-удэнцев не сможет покупать заводские растворы
Минздрав РБ неоднократно направлял в адрес комитета здравоохранения Улан-Удэ обеспокоенные письма с просьбой разъяснить ситуацию по поводу ОАО “Городские аптеки” и предпринять соответствующие меры. Практика показывает: ввиду заведомой убыточности и сложности этого чрезвычайно дорогостоящего производства такие аптеки по всей стране в основном сохранились только в муниципальных аптечных сетях. Как известно, Улан-Удэ свои аптеки акционировал и продал, что законодательству, может, и не противоречит, но социальный аспект вопроса затрагивает очень сильно. Продать недолго, весь вопрос — на каких условиях это сделать. Проще говоря, обязался ли новый собственник, кто бы он ни был, содержать несмотря ни на что хотя бы одну производственную аптеку в Улан-Удэ. В случае, если такого ограничения сделано не было, то что тогда? Банкротство ОАО “Городские аптеки”, конечно, не парализует медицинское обеспечение города, но внесет в его жизнь весьма существенные изменения, да такие, что даже сам комитет городского здравоохранения весьма обеспокоен сложившейся ситуацией.
Как пояснили в минздраве Бурятии, таких препаратов, которые нельзя было бы сегодня заменить заводской продукцией, производственные аптеки не выпускают. Здесь скорее вопрос экономический и социальный. Во-первых, создаваемая десятилетиями сеть городских аптек “шаговой доступности” заменить в одночасье будет сложно. Плюс сегодня именно эти аптеки имеют лицензию на отпуск сильнодействующих и психотропных лекарств. Получат ли такую лицензию и когда получат другие аптеки — большой вопрос. Кроме того, мази и растворы, традиционно изготавливаемые на базе производственных аптек, оказываются для потребителя куда дешевле, чем доставленные за тридевять земель с импортного фармацевтического завода. По понятным причинам такие лекарства имеют более короткий срок хранения, удобную фасовку и поступают к пациенту буквально сразу после своего изготовления, что также немаловажно для эффективного лечения. Но самое главное, как утверждают медики, что если бы завтра они начали выписывать рецепты не на продукцию аптеки №15, а на заводские мази, растворы, порошки, то большая половина улан-удэнцев из-за высокой цены просто не смогла бы их купить. Как ни крути, а получается, что с банкротством ОАО “Городские аптеки” доступность лекарственного обеспечения для жителей Улан-Удэ будет уже не такой, как прежде.