Практически всю весну и лето рост продаж новых иномарок, в том числе собираемых на территории РФ, шел по нарастающей. Но уже с осени продажи начали падать.
— Особенно заметно постановка новых автомобилей на учет в Бурятии была зафиксирована в сентябре, а в октябре снижение регистрационных действий произошло практически в два раза по сравнению с летними месяцами, — говорит источник.
В ноябре-декабре, судя по всему, ситуация еще более ухудшится. Причем автодилеры недоумевают — ставки по автокредитам остаются стабильными, кредитование никто не сворачивает, а покупателей нет. Неужели люди начали опасаться второй волны кризиса и воздерживаются от покупок?
Единственные, кто показывают более-менее положительную динамику, так это недорогие аналоги японских автомобилей из КНР, которые, как сообщил один из автодилеров, “расхватывают как горячие пирожки”.
Заметно притормозил недавно и рынок подержанных японских автомобилей. Впрочем, есть мнение, что мы столкнулись с сезонным снижением спроса и уже в предновогодний декабрь будет ясно, куда движется рынок.
Однако на сегодняшний день понятно: оживить рынок помогут предновогодние снижения цен на автомобили, кроме того, продавцы возлагают большие надежды на практически состоявшееся вступление страны во Всемирную торговую организацию (ВТО), что положит начало ежегодному снижению пошлин на подержанные иномарки.
— Летом пошлины на подержанные иномарки до 7 лет сократят с нынешних 35% до 25%, а к 2019 году она составит лишь 15%, — говорит директор “Авторынка на Приречной” Михаил Степанов. — Можно надеяться, что все вернется на круги своя и рынок подержанных иномарок получит новый импульс.
По его словам, вступление России в ВТО сильно ударит по автосалонам, но будет выгодно покупателям. Например, в Европе новая машина продается как минимум на 30% дешевле, чем в России, и за год эксплуатации у нас она теряет в цене порядка 15%, фактически половину стоимости. Поэтому с июля 2012 года будет гораздо дешевле завозить “годовалую” иномарку, собранную в Европе или Японии, чем покупать в автосалоне.
Что касается машин старше 7 лет, то по ним по-прежнему будут действовать заградительные пошлины.
Таким образом, уже в ближайшее время цены как на новые, так и на подержанные автомобили могут несколько снизиться из-за падения спроса и роста предложения, а с июля следующего года уменьшение пошлин прибавит динамики этому процессу.
Что же касается подержанных иномарок с правым рулем, то здесь ситуация не столь однозначна. По мнению экономиста Юрия Кравцова, несмотря на то, что премьер-министр пообещал не трогать правый руль, “через пару лет ввоз в страну автомобилей из Японии под различными предлогами, скорее всего, запретят, чтобы не создавать проблем отечественной сборке иномарок”. Как в этом случае поведет себя существующий автопарк “праворульных” — неясно. Но, вероятнее всего, цены на подержанные иномарки из Японии будут плавно снижаться, если только не будет соответствующего предложения по качеству и цене со стороны иностранных производителей, работающих в России, и автодилеров в регионах, которые пока устанавливают слишком высокие наценки при продаже новых машин как завозимых из-за границы, так и собираемых на территории России.