А допущенные ими нарушения правовой дисциплины в этой области должны стать причиной досрочного освобождения руководителей от занимаемой должности. С такой инициативой выступило министерство имущественных и земельных отношений Бурятии.
Однако проект постановления, направленный для согласования в министерства и ведомства Бурятии, встретил глухую оборону и вернулся к авторам с отрицательными отзывами. Документ согласовали лишь министерство финансов, не имеющее в оперативном управлении практически никакого имущества, и два управления — по делам архивов и актов записи гражданского состояния.
Среди неподписантов оказались министерства здравоохранения и образования, усмотревшие в инициативе минимущества покушение на их самостоятельность. Надо ли говорить, что именно к этим ведомствам у министерства имущественных и земельных отношений накопилось больше всего претензий?
Если до сих пор о фривольном характере обращения руководителей республиканских бюджетных учреждений с государственным имуществом приходилось только догадываться, то после череды проверок, проведенных, в том числе, прокуратурой Бурятии, сомнений в том, что должностные лица, мягко говоря, злоупотребляют, не осталось. Взять, к примеру, моду на проведение в учебных и дошкольных заведениях свадеб, юбилеев и поминок (одно из таких мероприятий в столовой школы №18 привело к групповому заболеванию и временной приостановке работы). Или ничем не прикрытую торговлю в музеях продуктами питания и товарами народного потребления (в частности — медом и ювелирными побрякушками) под видом ярмарок национальных и традиционных ремесел. Если бы руководство музеев не упрекнули за откровенную коммерцию, то завтра, возможно, в них устроили бы продажу мяса и колбасных изделий — тоже под предлогом достижений народных промыслов.
Однако все это кажется шалостями по сравнению с тем, как распоряжался вверенным имуществом республиканский центр медицины катастроф. При проведении осмотра гаража сотрудники минимущества насчитали порядка 40 «левых» машин, принадлежащих физическим и юридическим лицам. Возражения по поводу того, что «помещения все равно пустуют» не выдерживают никакой критики. А на вопрос, где деньги от аренды машиномест, прозвучали невнятные объяснения. Между тем даже по минимальным расценкам аренда одного места в теплом гараже в зимнее время составляет не менее 5 тысяч рублей в месяц. А если помножить на 40?
Дабы не провоцировать на дальнейшие нарушения, минимущества передало неиспользуемое центром медицины катастроф гаражное помещение в управление хозяйственно-транспортного комплекса администрации президента Бурятии. На-дежнее будет.
По-хозяйски распорядился государственным имуществом директор республиканского центра мониторинга и информационных технологий министерства образования Бурятии. Нежилое здание по улице Свердлова, 12, он отдал индивидуальному предпринимателю под кафе. О прямом коммерческом интересе директора можно только догадываться…
Многие видят, знают и даже показывают пальцами на крупных чиновников, откровенно собственнически распоряжающихся так называемыми средствами коллективного размещения в рекреационных зонах Байкала. Приезжают, живут семьями и пользуются как личным имуществом, нажитым непосильным трудом. Спрашивается: за чей счет?
Чиновникам министерства имущественных и земельных отношений понадобилось семь месяцев, чтобы выкурить коммерческую структуру из помещений лицея №24. Руководство этого учебного заведения разместило ее на своих площадях, в том числе — в общежитии, в ущерб интересам иногородних студентов, которые остались без крыши над головой. При детальном изучении ситуации выяснилось, что в коммерческой структуре работали близкие родственники больших чиновников министерства образования Бурятии.
В медицинском колледже из семи гаражных мест по прямому назначению использовалось три. Остальные сдавались в аренду. На закономерные претензии проверяющих было сообщено, что взамен арендаторы вывозят мусор и возят продукты. В подобное объяснение верится с трудом, если, конечно, с ходу не согласиться с утверждением, что мусор из колледжа вывозился на дорогих иномарках типа «Камри».
Особое место занимает практика самостийного перевода нежилых помещений в жилые, а также перепланировка площадей и передача их в собственность граждан. Стоит заехать туда людям на правах жильцов, пиши — пропало. Еще вчерашнее государственное имущество в одночасье приватизируется и становится личным. Это нарушение было выявлено в ходе проверки республиканского клинического противотуберкулезного диспансера. В частности, в некогда нежилых помещениях, расположенных в поселке Верхняя Березовка, теперь проживают целые семьи. Примеры можно продолжать…
Комментируя «МК» ситуацию, министерство имущественных и земельных отношений отмечает, что такие нарушения действующего законодательства стали нормой для руководителей большинства бюджетных учреждений республики. Особенно это заметно в Улан-Удэ, где сосредоточено большинство имущества, находящегося в собственности Бурятии. Всего таких организаций по региону около 260. Министерство убеждено, что без правового ликбеза не обойтись. А лучшей профилактикой злоупотреблений станет участие ведомства в принятии кадровых решений, включая назначение и досрочное увольнение.