Поскольку число проживавших тогда в стране евреев доподлинно было неизвестно, то разговоры сии не выходили за рамки устойчивого мифа. Однако прошло сорок лет, и миф воплотился в жизнь. Очередная порция итогов последней переписи населения вполне официально известила, что буряты заняли второе после осетин место по количеству людей, получивших высшее образование. Если учесть, что степень образованности двух народов практически сопоставима (у бурят имеют дипломы о высшем образовании 297 человек на каждую тысячу, у осетин – 299), то не будет большим преувеличением сказать, что мы и есть самая образованная нация в стране. Руководствуясь логикой, что за каждым дипломом следует то, что в экономике принято называть человеческий капитал, наш количественный показатель образованности населения давно уже должен был перерасти в качественный, однако не перерос. Вместо самой образованной республики мы постепенно превратились в ресурс по «поставке голов» для других регионов, причем с введением ЕГЭ ситуация только ухудшилась.
Студентов становится все меньше
И в советское время наши лучшие выпускники стремились поступать в центральные вузы, и далеко не все возвращались работать на малую родину. Кадровое равновесие поддерживала распределительная система, обязывающая молодых специалистов отработать несколько лет там, где в них нуждались больше всего. Благодаря этой системе в Бурятию, в ее сельские районы приезжали и делали карьеру талантливые педагоги, врачи, юристы. Сегодня карьеру делают те, кто делают. Дипломы местных вузов наших выпускников интересуют все меньше. Если БГСХА вопреки своему названию десятилетиями поставляла в республику милиционеров, сегодня из-за реформы полиции идти с дипломом «сельхозника» просто некуда.
Наши вузы проигрывают своим центральным коллегам, и ничего с этим поделать пока нельзя. ЕГЭ фактически открыл все шлюзы желающим учиться за пределами республики. Не нужно стало сдавать вступительные экзамены, тратиться на проезд в другой город, тамошнее проживание и репетиторство – взятки. Поступить в столичный вуз стало не сложнее, чем найти нужную страничку в Интернете. Дети ринулись туда, где кипит жизнь, водятся деньги и их будущие дипломы действительно чего-то стоят. Проблема эта коснулась практически всей Сибири и Дальнего Востока. По данным документа под названием «Стратегический аудит основных направлений социально-экономического развития на долгосрочный период», выполненный в прошлом году Счетной палатой РФ, спад численности вузовских студентов наблюдался в 10 из 12 регионов СФО в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Интересно, что в Бурятии этот спад был зафиксирован в наименьшей степени, что можно объяснить отчасти национальным фактором и бедностью населения, не имеющего возможности выучить ребенка вдали от дома. Конечно, свою лепту в падение квалифицированных кадров вложил демографический фактор, сильно уменьшивший само количество школьников и поставивший перед педагогами проблему избыточности бюджетных мест и вынужденного объединения вузов. В самом деле, в 2010 году по сравнению с 2009-м в Томской и Кемеровской областях студентов вузов стало на 5,1% меньше, в Омской – на 3,6%, в Новосибирской – на 6,7%, в Иркутской – на 4%, в Красноярском крае – на 3,2%, в Алтайском крае – на 4,5%, в Хакасии – на 9,9%, в Бурятии – на 1,4%, в Республике Алтай – на 4,4%. Оказалось, что обсуждаемая на каждом углу проблема нехватки рабочих рук – пустяк по сравнению с надвигающимся дефицитом голов. В конце концов, китайцы с узбеками уже давно оккупировали местные стройки, если будет нужно, справятся и с остальной работой. Другой вопрос, кто будет здесь завтра за нас думать, принимать верные решения и нести ответственность за развитие территории, и будет ли оно, это самое развитие?
Местные вузы должны поменять ориентацию
Неизбежно встает другой вопрос – если учить некого, то что делать с вузами? Идея объединения двух вузов – ВСГУТУ и БГСХА, – озвученная Вячеславом Наговицыным четыре года назад, местной педагогической элитой поддержана по понятным причинам не была, хотя именно эти два учебных заведения исторически были связаны кровными узами. Полвека назад технологическое направление входило в структуру БГСХА и было выделено в отдельный вуз. Сегодня процесс объединения вузов вовсю идет и в Томске, и в Красноярске, однако в Бурятии щепетильный вопрос тихо спустили на тормозах. Только в начале этого года замминистра образования и науки Бурятии Николай Мошкин уверенно объявил общественности, что никакого объединения вузов не будет. Если так, то местной высшей школе срочно стоит озаботиться своим дальнейшим существованием. Если поток мигрирующих абитуриентов не утихнет, а предпосылок к этому никаких, следует срочно задуматься о перспективах дальнейшего существования. Возможно, пользуясь комфортностью проживания здесь иностранцев-азиатов, сильнее зазывать в Бурятию именно таких студентов. Неслучайно в ВСГУТУ на сегодня учатся 227 китайцев и около 50 монголов, и цифры эти из года в год только увеличиваются. Если наши дети пачками учатся где-то на стороне и остаются там, почему бы и нам не стать такой же площадкой для тех, кто желает получить высшее образование и кому для осуществления их желания подходит именно Бурятия. Сохранят ли при таком раскладе буряты статус самой образованной нации России, покажет время.