В нем сообщалось, что предприятие, которое платит налоги и добывает минералы, ежегодно сталкивается с прессингом со стороны «черных копателей» нефрита из числа жителей Окинского района.
Так называемые «горцы» нелегально забираются на рудник, который легально разрабатывает компания, и похищают нефрит в промышленных масштабах. Однако местная прокуратура и ОВД, мягко скажем, не торопятся реагировать на многочисленные факты воровства нефрита. Так, за пять прошедших лет из 30 заявлений, которая подала компания в милицию-полицию по фактам хищений минерала, угрозы убийством и разбойных нападений на охранников с целью завладения нефритом, лишь в трети случаев были возбуждены уголовные дела. В большинстве же были вынесены отказные дела.
Что изменилось за полгода? Да практически ничего, факты хищений нефрита не прекратились, ежемесячно фиксируются случаи разграбления рудника «черными копателями».
На другом конце республики, в Баунтовском районе, аналогичная ситуация.
Вот что рассказал один из очевидцев происходящей в местности Кавокта хищнической добычи государственных запасов нефрита.
— Практически вся территория месторождения занята множеством людей, — рассказывает он. — Туда протянули свет, днем и ночью там работают бульдозеры и гидромолоты, которые долбят породу. Шум от них слышен на многие километры.
Как сообщил источник, вся территория 6-го участка Кавоктинского месторождения контролируется организованной преступной группировкой. Поэтому другие «черные копатели», приезжающие туда за нефритом, вытесняются на соседние участки, на которых работают легальные недропользователи.
Когда же поток жалоб в МВД по РБ, прокуратуру и УФСБ достигает максимума, на север отправляется вертолет. Однако, как признался в феврале этого года, выступая в Народном Хурале министр МВД по РБ Александр Зайченко, «копатели перед нашим появлением разбегаются». На вертолетах на рудники не налетаешься и эпизодические «маски-шоу», о которых заранее узнают копатели, проблемы не решат. Да и дорого летать туда. Библейские принципы непротивления злу министр объясняет «несовершенством законодательства». Мол, у полиции нет рычагов пресечь разграбление государственных запасов нефрита в республике.
Хотя они лежат на поверхности, если только работать над проблемой комплексно, а не кивать на плохие законы. Учитывая масштаб хищений в Окинском и Баунтовском районах, давно назрело усиление полиции на данных направлениях и перекрытие каналов поставок нефрита. Ведь нефрит это не золото, в рюкзаке по горам в Иркутск его не пронесешь, обычно минерал вывозят с рудников большими машинами. Тогда «дорога жизни» для «черных копателей» перекроется. В целом, как считают специалисты, можно существенно сократить объем нелегальной добычи нефрита в Бурятии.
А пока на многочисленные заявления и письма о необходимости принятия мер к «черным копателям» МВД по РБ дает в основном отказы. По Баунтовскому району с января 2011 года по апрель 2012 года МВД отправило одному из недропользователей более 20 (!) постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.
Причем если раньше незаконная добыча нефрита имела сезонный характер, то с недавних пор она стала круглогодичной. Это означает, что разграбление рудников, переданных в разработку легальным недропользователям, продолжается. При этом создается впечатление, что позиция правоохранительных органов Бурятии по проблеме нелегальной добычи нефрита блокируется влиятельными покровителями этого масштабного промысла. Либо речь идет об «откатных схемах», когда вся система сверху донизу пропитывается нефритовыми деньгами, которые не дают возможности для стражей порядка действовать в полную силу в интересах закона и права. Государство, устраивая аттестации и переаттестации, повышая зарплату полицейским, рассчитывает получить эффект. Но эффекта нет. Одно бездействие и маскарад.