Люди хотят летать

В Бурятии обсудили вопросы восстановления внутриреспубликанских воздушных линий

В своем недавнем интервью «Газете.Ru» глава Росавиации Александр Нерадько заявил о том, что если общие экономические условия в России не будут ухудшаться, страна встанет на пороге всплеска развития авиационной деятельности.

В Бурятии обсудили вопросы восстановления внутриреспубликанских воздушных линий

Пристальное внимание, которое уделялось магистральным авиалиниям, дало свой эффект. Если 12 лет назад вся гражданская авиация оказывала услуги только 20 миллионам гражданам, то сегодня 112 миллионам. Радует и такой немаловажный показатель, как количество абитуриентов на одно место в учебных заведениях гражданской авиации, в том числе пилоты и диспетчеры. Одним словом, пришла пора заняться региональной авиацией, без которой ни о каком развитии, в частности, в Бурятии, и речи быть не может. Знаменательно, что именно в канун Дня воздушного флота России в Улан-Удэ состоялось заседание совета по безопасности полетов Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта федерального агентства воздушного транспорта. Высокий состав участников заседания — глава Республики Бурятия — председатель правительства Бурятии Вячеслав Наговицын, губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, руководитель управления Артур Сулейменов, директора авиакомпаний, депутаты Госдумы, — обсудивший вопросы безопасности полетов, развития региональных авиаперевозок, перспективы эксплуатации новых воздушных судов местными компаниями, вселил надежду, что перемены к лучшему уже близко.

11 заброшенных аэропортов Бурятии оценили как перспективные

Выступивший на заседании совета Восточно-Сибирского управления Росавиации министр транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ Сергей Козлов сообщил буквально следующее:

— Правительство республики оказывает соответствующую поддержку местной авиации, где основным объектом является аэропорт «Байкал». Планируется разработать концепцию развития местных воздушных линий на среднесрочную перспективу до 2020 года с привлечением аэропроектного института. Эта концепция должна стать ориентиром для развития местных авиалиний и послужить первичным основанием для привлечения инвестиций местными аэропортами. В ближайшее время изменения коснутся и парка судов местных авиакомпаний. Сегодня авиаперевозками внутри республики занимается компания «Бурятские авиалинии», по маршрутам до Нижнеангарска и Таксимо. Также внутри Баунтовского района работает компания «ПАНХ». В банке судов «Бурятских авиалиний» имеются четыре самолета АН-24 и пять вертолетов МИ-8, компания «ПАНХ» содержит 12 самолетов АН-2. В целях обновления парка судов разрабатывается бизнес-план по приобретению двух новых самолетов меньшей вместимости Л-410, вторая компания ведет переговоры по закупке трех самолетов Цессна-208.

Меньшее количество мест, чем на Ан-24, в новых самолетах позволит обеспечить полную занятость судов при увеличении частоты полетов, что должно положительно сказаться как на экономике авиакомпаний, так и на удобстве пассажиров, когда частота рейсов будет не 2 раза в неделю, а ежедневно. Преимущество новых моделей и в том, что они работают на грунтовых взлетно-посадочных полосах, которых в Бурятии подавляющее большинство.

Министр транспорта Бурятии заверил, что правительством будет оказываться помощь в приобретении новых воздушных судов, и такой опыт уже есть. Было принято решение о предоставлении субсидии «Бурятским авиалиниям», в результате чего приобретено оборудование, без которого авиасообщение в северных районах республики было бы приостановлено.

Кроме того, в Бурятии проведена инвентаризация всех аэропортов местных воздушных линий. По результатам инвентаризации определено 11 аэропортов, имеющих перспективу для развития. Условно они разделены на две группы. В первую входят действующие аэропорты — Нижнеангарск, Таксимо, Багдарин, а также аэропорт Горячинск, вошедший в федеральную целевую программу развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года. В рамках программы уже начата разработка проектно- сметной документации на реконструкцию аэропорта Горячинск. Планируется в 2014 году начать строительные работы.

Во вторую группу вошли так называемые перспективные аэропорты, в числе которых Кырен, Закаменск, Баргузин, Курумкан, Ока, Сосново-Озерское, Усть-Баргузин, на данный момент выведенные из эксплуатации. Кроме этого территориальным управлением Росимущества по РБ ведется работа по закреплению в федеральной собственности аэродромных комплексов, взлетно-посадочных полос в республике.

Число международных авиарейсов за последние два года увеличилось в 8 раз

Генеральный директор аэропорта «Байкал» Александр Ленцов не смог с ходу вспомнить все рейсы, которыми сегодня могут воспользоваться жители Бурятии.

— Самое интересное, еще год назад, когда я пришел в компанию, я мог быстро сказать, куда мы летаем. Когда я звонил своему коллеге в Иркутск и спрашивал, есть ли у них такой рейс и он говорил: я не знаю, сейчас спрошу, это вызывало у меня удивление, как же так? Сейчас я сам в такой ситуации. Конечно же, это не говорит о том, что я не владею ситуацией, просто рейсов стало много, и эта категория быстроменяющаяся. Постоянная сетка — Маньчжурия, Пекин, Анталия, Таиланд, Бангкок, Улан-Батор и многие другие. Эту сетку надо развивать. Поддерживаю прозвучавшую на заседании идею главы республики Вячеслава Наговицына о развитии направления Улан-Удэ — Новосибирск. Там учится масса студентов, по делам едут бизнесмены, чиновники. Этот рейс у нас достаточно востребованный и сейчас представлен транзитным маршрутом Новосибирск — Улан-Удэ — Пекин, Пекин — Улан-Удэ — Новосибирск. Мы начали развивать направление Благовещенск, Владивосток, пока оно прервалось, но в самом ближайшем будущем будет возобновлено.

Глава республики Вячеслав Наговицын так обрисовал ближайшие перспективы внутренних авиаперевозок по Бурятии:

— Для Бурятии назрела острая необходимость развивать авиасообщения. Правительством России сегодня ставится такая задача — развернуть экономику и промышленность на создание межрегиональных и внутрирегиональных линий. На данный момент и республиканская экономика, и развитие туристско-рекреационной зоны, и доходы жителей требуют восстановления малой авиации. За последние пять лет объем туристических прибытий в Бурятии вырос в три раза и составляет сегодня 550 тыс. человек, 15% из которых это иностранцы. Иностранные туристы хотят увидеть Байкал и познать нашу культуру, достопримечательности, но сделать это только на автомобиле, пусть и комфортабельном, крайне сложно. Расстояние от одной нашей границы до другой — 1200 км. Понятно, что такие просторы невозможно преодолевать только на машине. Нужна малая авиация, благодаря которой турист уже за 12 дней мог бы познакомиться с нашим краем и его туристическими возможностями. Туристы хотят летать, хотят летать жители Бурятии. Люди хотят общаться между собой, люди не желают тратить на поездки большое количество времени.

Да, аэропорт «Байкал» развивается, число международных авиарейсов за последние два года увеличилось в восемь раз. Продолжается реконструкция взлетно-посадочной полосы и аэровокзала. У нас огромная территория и низкая плотность населения, а значит, пора возобновить внутрирегиональные рейсы, тем более, что нам удалось сохранить все взлетно-посадочные полосы. Одним словом, нужна соответствующая малая авиация, которая бы позволила эффективно работать при умеренных ценах на авиабилеты.

Воссоздать малую авиацию поможет единая компания

Воссоздать такую авиацию республика в одиночку не в состоянии. Безнадежно устарел парк отечественных воздушных судов на региональных и местных линиях. Средний возраст специалистов приближается к пенсионному возрасту. Зарплата оставляет желать лучшего. Наполняемость пассажиропотока не позволяет делать себестоимость полетов низкой. В итоге средняя стоимость перевозок в расчете на 1 пассажиро-километр на региональных авиалиниях в 4 раза выше, чем на магистральных линиях.

На прошедшем заседании совета по безопасности полетов Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления Росавиации было предложено организовать единую Восточно-Сибирскую региональную авиакомпанию, которая позволит увеличить эффективность внутри- и межрегиональных перевозок сразу трех регионов, где проживает более 5 млн. человек. Первым шагом по созданию такой компании стало подписание соглашения о сотрудничестве между аэропортами федерального значения Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края. Соглашение о сотрудничестве подписали руководители аэропортов Иркутска, Братска, Читы и Улан-Удэ. В документе отмечается, что основным направлением работы является совместная реализация инвестиционных и инфраструктурных проектов. Такую работу решено начать с целью более эффективного использования собственных мощностей, технологий, управленческого опыта, а также обеспечения занятости населения. Соглашение предусматривает применение мировых современных методов управления с принципами, применяемыми в аэропортовой индустрии. В соглашении стороны также обязуются содействовать проведению исследований и разработок, в том числе с привлечением специализированных консультантов мирового уровня для постоянного аудита качества процессов, процедур и услуг, технологий обслуживания пассажиров, систем обеспечения авиационной бе-зопасности с целью их модернизации и доведения до мировых стандартов.

Конечно, это будет непростой вопрос хотя бы потому, что собственность в виде залов, взлетно-посадочных полос разная, но необходимость создания единой авиакомпании, объединяющей ресурсы трех регионов, очевидна.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру