Депутаты так и не смогли прийти к единому мнению относительно того, какую территорию куда присоединить. В начале сентября они соберутся снова, иначе избирком примет новую выборную схему без участия депутатского корпуса.
В Народном Хурале сегодня заседают 65 депутатов. Из них половина депутатов (33) избирается по партийным спискам, а другая (32) по одномандатным округам на основе мажоритарной системы.
Когда в середине 2000-х годов депутаты перешли на смешанную систему, возникла идея, что каждый район республики должен иметь хотя бы одного депутата в Народном Хурале. Поэтому с самого начала округа нарезали так, чтобы каждый районный центр входил в него. Однако при этом кое-кто лишился своего «представительства». Например, Окинский район, где живут всего 3,6 тыс. избирателей при минимуме для округа в 19 тыс. избирателей. Ряд районов, особенно северных, где численность избирателей невысока, пришлось объединять друг с другом. Например, депутат-«справоросс» Баир Гармаев пожаловался рабочей группе, что граница между Курумканским и Баунтовским районами, составляющими избирательный округ №31, проходит по тайге... И чтобы попасть с одного участка на другой, приходится объезжать полреспублики. К тому же многие федеральные ведомства с целью «оптимизации» перенесены из Баунтовского в Баргузинский и Еравнинский районы, а также в Улан-Удэ, и депутату приходится колесить по нескольким районам, чтобы работать по наказам избирателей. Депутаты шутя предложили коллеге «прокладывать в тайге партизанские тропы».
На рабочей группе столкнулись интересы и самих «единороссов». Так, к Тарбагатайскому району (11 тысяч избирателей), чтобы не терять своего депутата, присоединили часть территории от соседнего Заиграевского района. Однако в этом районе можно создать два округа и получить двух собственных парламентариев, что предопределило конфликт между группой депутата от «ЕР» Ивана Калашникова и заиграевского «единороссовского» депутата Александра Стопичева, который фактически предложил в своей поправке «забрать обратно» своих избирателей и перенарезать округ по-новому. Впрочем, судя по всему, будет найден еще один вариант. Как сообщила председатель комитета по государственному устройству Народного Хурала Анна Скосырская, недавно со стороны депутатов поступило предложение объединить часть территории Улан-Удэ, «перенасыщенного избирателями», с Тарбагатайским районом для создания полноценного избирательного округа в НХ.
Миграция серьезно путает планы депутатов — избиратели почему-то хотят жить поближе к Улан-Удэ, что оголяет избирательные фронты и делает выборы малопредсказуемыми.
Как отметил председатель избирательной комиссии Дмитрий Ивайловский, всех этих проблем можно избежать, если отказаться от принципа формирования одномандатных округов по административно-территориальному принципу (с привязкой к райцентрам). Однако это уже другая история, и вряд ли депутаты сегодня на это пойдут, хотя при этом действительно можно будет избежать постоянной перенарезки округов в связи с миграционными потоками. Скорее всего, вопрос об этом можно будет ставить при планируемом в светлом будущем двукратном снижении численности депутатского корпуса.
Причем к самому скандальному вопросу — обсуждению новой нарезки округов в столице Бурятии — депутаты фактически не приступили, решив перенести его на начало сентября.