Праздник был, и было осознание наступления совершенно нового и очень серьезного этапа в жизни города, заставляющего зал напряженно ловить каждое произнесенное на сцене слово. В самом деле, ровно год назад во всех начальных классах республики стартовали новые образовательные стандарты. С 1 сентября этого года наши четвероклассники начнут изучение нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики». До конца года планируется внедрение программного комплекса по внедрению электронных журналов и дневников, постановке на учет детей дошкольного возраста. Вот-вот будет принят вызвавший столько споров федеральный закон «Об образовании в России», которому суждено определить судьбу нашей школы на ближайшие десятилетия. Неудивительно, что на августовскую конференцию городских учителей прибыли все высокие гости, включая главу республики Вячеслава Наговицына, и практически в речи каждого звучала неподдельная озабоченность вопросом: что будет с нашей школой завтра?
ЕГЭ по английскому должно стать нормой
Доклад министра образования и науки Бурятии Алдара Дамдинова можно назвать ключевым и самым содержательным. Многие восприняли его как критический, но большинство склонилось к объективной оценке происходящего в системе общего образования республики и г. Улан-Удэ, тем более, что совсем недавно все эти вопросы обсуждались экспертным сообществом на IV Байкальском образовательном форуме. При успешном опыте развития городских школ (переход на новую систему оплаты труда, автономию, новые стандарты образования) не осталось без внимания педагогических экспертов то, что в инновационной деятельности школы города снизили свою активность. Статус федеральной инновационной площадки из всех школ города на сегодня имеет только прогимназия №108. Из 53 стажировочных площадок по Бурятии в городе Улан-Удэ всего 14 школ. Забыты адреса лучших инновационных школ, в том числе школы №32, некогда собиравшей на своей базе все инновационное сообщество республики. Успешный опыт объединения школ (школа-комплекс №35) будет применяться и в этом году.
Да, с каждым годом выпускники демонстрируют высокий уровень результатов ЕГЭ по русскому языку, литературе, географии. В прошлом учебном году из 14 «стобалльников» 10 оказались выпускниками г. Улан-Удэ, причем достоверность их результатов не вызвала сомнений ни у надзорных органов, ни у общественных наблюдателей. Вместе с тем количество 11-классников, не преодолевших порогового значения, то есть выполнивших ЕГЭ на «двойку» по математике, истории, информатике, физике, обществознанию, химии, биологии, также увеличилось по сравнению с прошлым учебным годом. Результаты ЕГЭ подтвердили: качество подготовки учащихся по таким предметам, как физика, география, химия, математика, информатика, избирательное право находится у нас на довольно низком уровне.
Учитель перестал быть источником знания (знания повсюду), он должен изменить свою деятельность и учить добывать знания, обучать самостоятельности, развивать личность. Наша новая школа требует нового учителя, которого пока нет. Учителя в большинстве своем не стали носителями новых профессиональных компетентностей. По мнению Алдара Валерьевича, более половины учителей не готовы представлять новую деятельность, новые умения, особенно те, которые предполагают новые образовательные стандарты. Учителя не совсем осознают, что многого еще не знают, у них нет мотивации инвестировать в себя, по-прежнему учитель озадачен повышением нагрузки, а не повышением качества работы.
С ним в какой-то степени согласились сами педагоги. В школе №1, единственной в Бурятии школе с углубленным изучением немецкого языка, половина (!) педагогов — пенсионного возраста, не хватает учителей ОБЖ, английского языка. Между тем в новом стандарте образования старшей школы, который не за горами, иностранный язык зафиксирован как обязательный для сдачи выпускниками школ в форме ЕГЭ наряду с математикой и русским. В условиях вступления России в ВТО, всеобщей глобализацией и развитием туристического кластера в Бурятии такое требование правомерно, однако как его выполнить?
Директор гимназии №14 Наталья Митряева прямо заявила — все учителя начальных классов прошли в прошлом году профессиональную переподготовку под новые стандарты, однако курсы носили не практический характер, переподготовка не дала ожидаемых результатов, так же, как и новая система оплаты труда. Работы с новыми стандартами в начальных классах стало больше, а на оплате это никак не отразилось.
Малышей обеспечат детскими садами к 2016 году
Новые образовательные стандарты требуют не только нового учителя, дающего качественное образование, но и соответст-вующую материально-техническую базу, а с этим в Улан-Удэ большие проблемы. Школы стареют, работают в интенсивном режиме, переполнены, да и просто дать современные знания с мелом и тряпкой в руках уже не получается. В школе №49 в этом учебном году набрано 9 первых классов, что является абсолютным рекордом новейшего времени. Перегружена школа №63, школа №19 испытывает огромный дефицит помещений. Уже закрыты на кап-ремонт школы №2 и №65.
Спортивные школы №№1, 3, 6, 9 не имеют своих спортивных залов либо помещений для занятий, не имеет спортивного зала и школа №63. В этом году выделены средства республиканского и городского бюджета для устройства стадионов школ №15, 32, 47, 52, 57. Из-за недостатка финансирования не завершены работы на стадионах школ №49 и №56. На обеспечение безопасных условий обучения только в Октябрьском районе было выделено 43 млн. рублей, однако в условиях поминутного ужесточения требований Роспотребнадзора, пожарных служб этого крайне недостаточно. Порой дорога к школе напоминает полосу препятствий.
По сообщению мэра Улан-Удэ Геннадия Айдаева, на сегодня обеспеченность местами в детские сады составляет в Улан-Удэ 71 процент, что хоть и выше, чем в России (63%), но не позволяет расслабля-ться. Очередь в детские сады ежемесячно прирастает на 750 малышей, и закрыть эту катастрофическую потребность нечем. Сейчас рассматривается вопрос строительства в типовых детских садах третьих этажей, что должно снизить стоимость одного места до 200-250 тыс. рублей. Задача поставлена грандиозная — за 3 года решить проблему детских садов раз и навсегда.
В 2011 году в Бурятии дополнительно было создано 4133 места, в том числе за счет развития государственно-частного партнерства, строительства 11 детских садов на 1010 мест на общую сумму 1 млрд. 289 млн. руб. Открыты предшколь-ные дошкольные группы при школах (977 мест), созданы дошкольные семейные группы (233 места), и, как отметил министр образования и науки Бурятии, город Улан-Удэ здесь не является лидером. Очень слабо представлены вариативные формы организации дошкольного образования, из 9 тысяч детей актуальной очереди от 3 до 7 лет по республике 5 тысяч — это дети г. Улан-Удэ, при этом по плану-графику в 2013 году город планирует создать всего 455 дополнительных мест.
Проблема решается. В рамках стимулирования органов местного самоуправления правительством республики в 2012 году будут выделены субсидии местным бюджетам в размере 30 млн. руб. на мероприятия по улучшению охвата дошкольным образованием.
В 2012 году республика получит из федерального бюджета 159 млн. руб. в счет бюджетного кредитования на строительство и реконструкцию детских садов.
Кроме того, по итогам участия в конкурсе Бурятия в качестве победителя получит 17 млн. руб., которые будут направлены на создание новых дополнительных мест в республике для детей от 3 до 7 лет. Для обеспечения полного охвата детей дошкольным образованием разработана «дорожная карта», в соответствии с которой планируется создать к 2016 году 11380 мест, что составит 100%-ный охват детей от 3 до 7 лет.
Среднюю зарплату учителя подведут к средней по экономике
Председатель комитета по образованию администрации Улан-Удэ Ульяна Афанасьева сообщила, что средний размер учительской зарплаты в первом полугодии вырос до 18356 рублей. Стоит задача в четвертом квартале поднять среднюю зарплату учителей до средней по экономике региона (20277 руб.).
На повышение заработной платы воспитателей дошкольных образовательных учреждений в 2012 году местным бюджетам из республиканского бюджета выделено 156 млн. руб. Средняя зарплата воспитателей составляет 13908,7 руб., в сравнении с 2011 годом рост составил 37% (10158 руб.). У воспитателей детсадов зарплата г. Улан-Удэ выросла с 10694 рублей в 2011 году до 14361 руб. на первое полугодие 2012 года.