Забайкальский Вавилон

Превращение Улан-Удэ в большую деревню должно остановиться, иначе от столицы останется одно большое название

Недавно в Улан-Удэ вышла книга кандидата исторических наук Анатолия Бреславского «Постсоветский Улан-Удэ — культурное пространство и образы города».

Превращение Улан-Удэ в большую деревню должно остановиться, иначе от столицы останется одно большое название

В ней, в частности, высказываются довольно пессимистические оценки нынешних тенденций в развитии столицы республики, связанных с резким дисбалансом, вызванным массовым и неконтролируемым наплывом сельских жителей в город. Сам же город и горожане оказались не готовы к такому варианту развития ситуации, в связи с чем возникли многие проблемы, решать которые предстоит, прежде всего, правительству республики. «МК» попытался разобраться в данной непростой теме, опросив известных экспертов в этой области.

Процесс миграции в Улан-Удэ ведет свое начало с 1665 года, когда казаки Осип Васильев и Гаврила Ловцов основали на берегу Уды зимовье, с которого и началась история Верхнеудинска. За почти 350-летнюю историю Верхнеудинск-Улан-Удэ испытал множество больших и малых волн. Одна из последних, еще во времена СССР, произошла в период строительства и расширения крупных производств в Улан-Удэ в 60-70-е годы. Это потребовало новых рабочих рук и нового жилья. Развал СССР и исчезновение колхозов добавили импульса этому движению, и сегодня окраины города превратились в большие гетто, что делать с которыми не знает никто.

Тема массовой миграции из сел в Улан-Удэ была поднята публицистом и ученым Сергеем Галдановым, который в своей статье «Город без горожан» обозначил существенные проблемы, связанные с тем, что сельская культура стала доминировать в столице региона.

«Словосочетание «город Улан-Удэ» стало крайне противоречивым. Это крупный региональный центр и одновременно — это город, состоящий из поселков, а теперь уже из деревень и улусов», — пишет он. И теперь «люди, живущие в этих поселках, занимают пограничное положение: они уже не деревенские, но еще и не горожане. И таких в Улан-Удэ большинство».

Причем сельчане принесли в город не только положительные моменты (они сформировали большой спрос на новостройки и стройматериалы), но и отрицательные, в числе коих нехватка культуры и поверхностное отношение к законам. Эти тенденции сформировались в деревнях после развала СССР, когда как таковая власть исчезла на селе и народ был вынужден выживать, опираясь на собственные силы и силу кулака.

Результаты мы видим сегодня в нашем городе. Заплеванный Арбат, окурки, летящие на дорогу, — многим горожанам в первом поколении и в голову не приходит, что рядом есть урна, до которой просто надо дойти. В этом отношении хороший пример показали власти Китая, где перед наплывом туристов перед пекинской Олимпиадой стали массово отучать своих граждан от привычки плевать себе под ноги. Для этого даже были созданы специальные патрули.

Другой вопрос: как сделать так, чтобы сельчане массово не покидали свои земли, переселяясь в города, и тем самым не пополняли армию безработных? Ведь устроиться на работу переселенцам очень сложно, поскольку у многих нет необходимого опыта работы и квалификации. Как результат — рост алкоголизма и сложная криминогенная обстановка на окраинах города.

Немало переселенцев молодого возраста. Вначале они закончили «сельхозку» или БГУ, но потом выяснилось, что эти профессии никому не нужны и они устраиваются за мизерную зарплату кассирами или охранниками в розничных сетях. Обычно к этому времени их родственники привозят на окраину города сруб и начинается их городская жизнь, которую трудно назвать легкой.

Известный экономист Юрий Кравцов считает, что миграция в города это неизбежный процесс, главное только, чтобы он не вырастал скачкообразными темпами.

— Когда в сельской местности исчез гарантированный государством сбыт продукции, пошел самый мощный поток переселенцев в Улан-Удэ, — говорит Юрий Кравцов. — И этот процесс трудно повернуть вспять.

По его словам, у республиканских властей пока нет четкой стратегии в области миграционных потоков в республике. Недавно с подачи бывшего министра здравоохранения Баира Бальжирова был широко разрекламирован проект развития малых форм хозяйствования на селе — хуторов и гуртов.

Однако с точки зрения занятости на селе это бесперспективная затея.

— Малые формы хозяйствования затронут не более 1-2% населения, поскольку, чтобы заниматься сельским хозяйством и жить в большом комфортном доме со всеми удобствами где-нибудь на заимке, необходимо порядка 5-6 млн. рублей, — убежден Юрий Кравцов. — Это могут позволить себе немногие. Причем для многих людей работа стоит на втором плане, на первом — возможность обучения детей, получение лечебной помощи, возможность сходить в кино и по магазинам. И молодежь на заимки точно не поедет. Хотя в целом проект имеет право на жизнь, поскольку он позволяет сохранять самобытность сельских жителей. Но он явно не должен быть основным в аграрной стратегии правительства Бурятии.

По словам Кравцова, лучшим вариантом стало бы формирование в центре каждого крупного сельскохозяйственного района агрогородков, где властями создавались бы условия для работы и полноценного досуга через вливание бюджетных средств на эти цели. Тогда можно было резко остановить миграционные процессы из сел в города, как это сегодня успешно делают в Белоруссии.

Председатель комиссии по вопросам социально-экономического развития столицы Бурятии, депутат Народного Хурала Андреян Зыбынов видит проблему в нехватке финансирования на исполнение столичных функций: «Ежегодно расходование денег на эти цели осуществлялось по остаточному принципу. В этом году было выделено 240 млн. рублей, что будет в 2013 году, пока неизвестно».

С коллегой согласен и депутат горсовета Михаил Степанов — без помощи республики город превратится в большую деревню.

— Начинать необходимо с архитектурного облика. У нас ведь как: стоит хибара, а рядом дворец, поэтому у нынешних ДНТ должен быть один вид, с этого необходимо начинать, — считает он. — Как только сами собственники приведут в нормальный вид свои жилища, наступит второй этап — создание необходимой инфраструктуры. Причем республика и город должны объединить усилия в этой сфере, поскольку муниципалитет эту ношу не потянет.

В целом эксперты сошлись во мнении, что вопрос переселения станет одним из ключевых для республиканских и муниципальных властей в ближайшие годы. «МК» намерен продолжить тему.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру