Фаза непубличности

«Дылача» отменила проведение очередной акции протеста

В юбилейную годовщину Октябрьской революции, 7 ноября, с 12 до 15 часов на площади у театра оперы и балета планировалось проведение очередного молчаливого пикета в поддержку семейно-родовой общины «Дылача», организованного самой же «Дылачой» для «привлечения внимания общественности к противоправным действиям в отношении СРЭО».

«Дылача» отменила проведение очередной акции протеста

Проигранные суды

В назначенное время никто из заявленных 25 участников акции протеста на театральную площадь не пришел, кроме разве что нескольких представителей республиканских СМИ, которым «забыли» сообщить, что пикета не будет. Его буквально накануне, 6 ноября, отменили сами же организаторы мероприятия по неназванным причинам. То ли не удалось собрать более-менее внушительное число участников, то ли в события вокруг «нефритового дела» вмешались новые обстоятельства, сделавшие проведение акции неактуальным.

Не исключено, что поводом для отмены пикета стали два проигранных «Дылачой» судебных иска, которыми руководство общины пыталось оспорить как законность возбуждения уголовного дела по факту кражи нефрита, так и законность оперативных мероприятий правоохранительных органов, то есть обыска. Озвучить эту новую в деле «Дылачи» информацию почему-то пришлось спикеру республиканского парламента Матвею Гершевичу.

По его словам, теперь, когда судом установлена правомерность действий силовых структур, «накал» обязательно «утихнет», а самым разумным поведением должно стать терпеливое ожидание результатов следствия. Это заявление прозвучало 6 ноября, в тот самый день, когда организаторы пикета отозвали из мэрии уведомление о проведении публичного мероприятия.

Без аргументов

Не известно, прислушалась ли «Дылача» к мнению Матвея Гершевича, или рассудила сама. Но факт остается фактом. Поскольку суд не нашел в действиях правоохранительных органов ничего противоправного и это решение пока не оспорено в вышестоящей инстанции, публичная акция «Дылачи» по привлечению внимания общественности к «противоправным действиям» этих самых правоохранительных органов потеряла всякий практический смысл. Более того, она могла бы спугнуть последних сторонников руководства СРЭО из числа общественных и политических деятелей России, которых, впрочем, и так давно не слышно и не видно. Разве что лидер коммунистов Бурятии, депутат Госдумы Вячеслав Мархаев вновь поддержал тезисы «Дылачи». Авторитет Вячеслава Михайловича в республике заслуженно высок — первый командир бурятского ОМОНа, кавалер ордена Мужества, Герой Дагестана. Тем более странно, что полковник милиции в отставке с 27-летним опытом работы в правоохранительных органах делает довольно опрометчивые заявления на стадии следствия, до суда. Ведь если претензии государства к «Дылаче» будут доказаны, выйдет неудобно.

Между тем последний аргумент (противоправные действия силовых структур) бит. Это пошатнуло позиции СРЭО и лишило ее повода для продолжения публичных акций. В долгоиграющем уголовном деле, возбужденном по факту кражи нефрита, началась фаза непубличности, исход которой при желании можно поискать уже сейчас в трех словах («с «Дылачой» разберутся»), произнесенных бывшим заместителем прокурора Бурятии Матвеем Гершевичем на брифинге по итогам сессии Народного Хурала.

К слову, о сессии. Даже депутаты республиканского парламента, не пренебрегающие любой возможностью заработать дополнительные очки в глазах избирателей, решили не расшатывать лодку и воздержались от соблазна позадавать вопросы министру внутренних дел Бурятии Александру Зайченко по поводу ситуации с «Дылачой». И дело не только в регламенте, по которому включение вопроса о «Дылаче», к счастью для депутатов, оказалось затруднительным (очень часто парламентарии находили лазейки для выхода из гораздо более сложных ситуаций). А в том, что именно хотели бы услышать депутаты о ходе уголовного расследования по факту хищения нефрита? О причастности к нефритовому бизнесу неких криминальных авторитетов, формально не имеющих отношения к СРЭО «Дылача», а тем более к эвенкам, о чем в прошлом номере писал «МК»? О странных увлечениях родоначальника общины Андрея Туракина, по слухам, ведущего в соседнем Китае деятельность, опять же не имеющую никакого отношения к традиционным эвенкийским промыслам? Или все-таки о том, сколько именно было похищено нефрита и каков предполагаемый ущерб государству?

Круг подозреваемых

Все, что правоохранительные органы могли вынести на общественное мнение (украдены десятки тонн, ущерб — более 600 миллионов рублей), уже вынесено. Все остальное — тайна следствия, интересы которого не позволяют силовым структурам разглашать оперативную информацию, а тем более вступать в публичную дискуссию, даже по решению депутатов Народного Хурала. Единственное, что добились бы парламентарии, — поставили бы в трудное положение министра внутренних дел.

Очевидно одно: следующей порцией информации от правоохранительных органов должно стать официальное сообщение, кому предъявлено обвинение в хищении ювелирного поделочного камня, в чей карман, минуя эвенков, шли нефритовые деньги, на что они тратились, а главное, кто был рулевым, кто — исполнителем и пособником, а кто — жертвой.

Можно быть уверенным: как только правоохранительные органы определятся с кругом подозреваемых и назовут конкретные имена, процесс войдет в иное русло — уже без пикетов, нелепого обвинения в рейдерстве и ущемлении прав малочисленных народов Севера. Дело из национально-политического превратится в банальную, хотя и крупную уголовщину, каковым, впрочем, оно было с самого начала, и каковым с самого начала его охарактеризовал глава Бурятии Вячеслав Наговицын ровно месяц назад.

Как в воду глядел

«Есть информация о том, что фирма «Дылача» ведет разработки не на лицензионном участке, а на соседнем участке, который ей не принадлежит. Всего-навсего выехали люди, чтобы проверить этот факт, — заявил тогда Вячеслав Наговицын. — На мой взгляд, ситуация несколько раздута. И мне кажется, что она больше раздувается как раз со стороны бизнеса».

Глава также подчеркнул, что если факт незаконной добычи нефрита подтвердится, то будет возбуждено другое уголовное дело, но уже в отношении «персоналий». «Поэтому понятны и причины активности руководства «Дылачи», — добавил он.

Вячеслав Наговицын как в воду глядел, описывая месяц назад будущие события:

«Естественно, они поднимут все наши СМИ, чтобы показать, что их обижают и так далее. Мне кажется, есть обычный нормальный порядок оспаривания действий. Если бизнесу не нравится, если они видят, что кто-то нарушает их права, то они могут обратиться в суд или в прокуратуру», — подчеркнул глава Бурятии.

Что касается версии «Дылачи» о «рейдерском захвате», то, как отметил Вячеслав Наговицын, «об этом можно будет говорить только в том случае, если фактов нарушения закона со стороны общины не будет выявлено». «Если же факты нарушений подтвердятся, то тогда это правильные, обоснованные и необходимые действия со стороны органов государственной власти», — заявил глава.

«Факты нарушений», о которых упоминал в начале октября глава Бурятии, все же выявлены, и для суда они оказались достаточно убедительными, чтобы признать законными и само возбуждение уголовного дела, и следственные мероприятия правоохранительных органов. И в конечном итоге повлиять на решение общины «Дылача» отказаться от проведения очередной акции протеста.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру