Бамовцы, сохранившие товарные чеки на приобретение автомобиля и прочих ценных товаров, уже получили или вскоре получат от минфина России компенсацию этих самых чеков. По некоторым данным, таких людей в Бурятии оказалось всего несколько десятков, и больше их уже не станет. Установленный срок исковой давности для данных выплат закончился. Согласно закону, подать заявления можно было с 1 августа 2009 года по 1 августа 2012 года.
В условиях тотального дефицита советское государство привлекало отдельные категории людей тем, что раздавало им товары повышенного спроса и, конечно, не бесплатно. В течение нескольких лет граждане должны были перечислять деньги на целевой расчетный вклад в Сбербанке, накопить там определенную сумму, после чего получали бумагу, которую могли обменять на товар. Таким образом государство убивало одним махом двух зайцев — заманивало граждан на стройки и привлекало в бюджет крупные суммы. В свою очередь строители БАМа, к примеру, имели редкую возможность получить автомобиль, стиральную машину «Вятка-автомат», холодильник «Бирюса», мини-трактор или видеомагнитофон. Однако с развалом Союза чеки превратились в обычные бумажки, деньги обесценились, а вопрос о возврате государственных вкладов на долгие двадцать лет повис в воздухе.
— По своему целевому чеку наша семья должна была получить автомобиль «ВАЗ-2121» («Нива») с 29 июня по 20 октября 1993 года, — рассказывает жительница Северобайкальска Светлана Колмакова. — На 1 января 1992 года этот автомобиль стоил 16300 рублей. Когда мы обратились с этим вопросом в Сбербанк, нам сказали, что надеяться нечего, деньги сгорели. Я знаю, что в 90-х годах многие северяне устраивали демонстрации и митинги протеста, годами судились, но все бесполезно. Фактически деньги пропали. Многие выбросили эти чеки, кто-то умер, кто-то перестал верить в справедливость. И вот в прошлом году мы совершенно случайно узнали, что в стране действует программа по компенсации бывших советских долгов государства перед своими гражданами. Причем эта программа заканчивается 1 августа 2012 года. Можно сказать, мы успели в последний вагон уходящего поезда. 31 июля 2012 г. Советский районный суд г. Улан-Удэ вынес решение взыскать с министерства финансов России за счет средств Российской Федерации в мою пользу около 200 тыс. руб. На эти деньги машину «Нива» сегодня не купить, но даже не это вызывает возмущение.
Возвращение государственного долга по целевым товарным обязательствам прошло в Бурятии, где наверняка сегодня и живет большинство строителей БАМа, в обстановке повышенной секретности. Нигде — ни в печати, ни в электронных средствах массовой информации — от официальных лиц, наверняка знающих о такой программе и ее сроках, не поступило никакой информации. Хранил молчание и Сбербанк, которому мы в свое время перечисляли деньги и который на сегодня обладает информацией обо всех владельцах целевых чеков. Буквально за год до судебного процесса я обращалась в Сбербанк с этим вопросом, и мне сказали: мы ничего не знаем. Целых три года было установлено законом, чтобы бамовцы получили компенсацию по чекам, но все эти три года официальные лица хранили завидное молчание. В конце концов, с таким объявлением мог бы выступить сам Сбербанк, который просто мог бы разослать нам уведомительные письма, но ничего этого сделано не было. В Интернете я нашла информацию, что программа компенсации целевых расчетных вкладов предполагала погасить долги перед гражданами на сумму 7,6 млрд. руб., все эти расходы закладывались в федеральный бюджет, но в результате были выплачены смешные суммы. Государство признало, что должно своим гражданам, но просто выплатить через тот же Сбербанк почему-то не пожелало. Чтобы получить компенсацию, потребовалось обращаться в суд, тратиться на юридические услуги, а это тоже послужило причиной того, что многие бамовцы так и не воспользовались правом получить свои деньги. И уже не воспользуются никогда.