Театр без головы

Почему практически вся актерская труппа Бурятского театра драмы ополчилась против своего худрука

Рассказывают, что на днях министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков, утверждая список бурятской делегации на театральный форум Сибирского федерального округа в Новосибирске, без сожаления вычеркнул из него две фамилии — директора Бурятского театра драмы Доржи Балданова и художественного руководителя того же театра Цырендоржи Бальжанова.

Почему практически вся актерская труппа Бурятского театра драмы ополчилась против своего худрука

Представлять ГБАТД имени Хоца Намсараева в столицу Сибири поехали только технические сотрудники театра — заведующий по постановкам, гример, швея и еще кто-то.

За что, спрашивается, эти деятели попали в такую немилость?

Противоречия

По сведениям «МК», Бурятский театр драмы последние месяцы жутко лихорадит, но при этом почему-то показывает почти стахановские результаты: за 9 месяцев 2012 года план по количеству спектаклей, концертов, мероприятий выполнен на 107,1%; количество собственных мероприятий — 114,3%; объем платных услуг — 194,5%, 100% новых постановок, 100% — фестивалей. И так далее и тому подобное. Телесюжеты о театре демонстрируют полное единодушие труппы и руководства и творческое его цветение…

А если посмотреть за кулисы, то коллектив давно и прочно ополчился на свое руководство, добиваясь отставки как минимум одного из них — худрука Цырендоржи Бальжанова, назначенного на эту должность в феврале 2010 года.

Еще в октябре 2012 года коллектив театра провел общее собрание. Оно получилось бурным и по театральному зрелищным.

Актеры и техперсонал, оценив работу Бальжанова на «неудовлетворительно», то есть на двойку, выразили худруку недоверие — «за неумение выстраивать творческий процесс» и «за низкий уровень идейного и морального микроклимата в творческом составе театра».

И хотя с тех пор прошло почти пять месяцев, коллектив не изменил свою позицию, и более того, по сведениям «МК», к февралю 2013-го и Бальжанов, и Балданов растеряли последних своих сторонников, в том числе — министра Цыбикова: ведь за что-то же он не пустил их в Новосибирск!

Протокол того октябрьского собрания был направлен Тимуру Цыбикову вместе с сопроводительным письмом, в котором люди в очередной раз потребовали от министра поменять художественного руководителя «в срочном порядке», коль скоро «Бальжанов не может найти в себе силы уйти добровольно».

Говорят, что министр, как дисциплинированный чиновник, ответил коллективу своевременно и в письменном виде. Однако письмо это до сотрудников театра доведено не было, из чего можно сделать вывод: ничего хорошего ни для Бальжанова, ни для Балданова в ответе министра не было, а потому Бальжанов и Балданов предпочли его не оглашать. Но сидят до сих пор: кадровому решению министра, судя по всему, мешают приличные показатели работы этого учреждения.

Но люди непреклонны

Буквально на днях из театра в прокуратуру Советского района Улан-Удэ и Счетную палату Бурятии ушли два примерно схожих по содержанию письма. Их авторы (члены коллектива) просят разобраться, из-за чего в театре появилась огромная задолженность за коммунальные услуги, хотя республиканским бюджетом предусмотрены все хозяйственные затраты? То есть где деньги? Прокуратура и палата теперь проверяют...

Что касается Бальжанова, то и в его шкафу при желании можно найти не один, а сразу несколько скелетов. О происхождении некоторых из них даже не знаешь, как высказаться, но если деликатно, то в ходе визита бурятских театралов для участия на международном театральном фестивале в Монголию с Бальжановым случился неприятный инцидент (некий оскорбительный «жест» Бальжанова, глубоко унизивший монгольских коллег), который мог вылиться в международный скандал. Скандал удалось замять, но в эту страну Бальжанов с тех пор ни ногой — его туда не зовут, во всяком случае, монгольские театральные деятели.

В связи с этим самым невинным «проколом» Бальжанова можно считать события 20-летней давности, когда неожиданно для многих коллектив Бурятского театра драмы, где он работал режиссером, раскололся надвое. Четырнадцать работников, среди которых были маститые и талантливые актеры, написали дружное заявление об увольнении по собственному желанию в связи с намерением реализовать собственные творческие планы под руководством «талантливого, убедительно красноречивого Цырендоржи Бальжанова».

Бальжанов тоже уволился — 15-м членом, а потом на удивление и обиду остальных куда-то запропастился — исчез (позже выяснилось — уехал в Калмыкию), в буквальном смысле оставив своих доверчивых «единомышленников» на произвол судьбы.

Обманутые «единомышленники» помыкались-помыкались, да делать нечего: кто-то вернулся, кто-то нашел новое место работы. Но театр долго не мог оправиться после такого массового исхода актеров, случившегося в преддверии праздника Белого месяца. После долгих блужданий в калмыцких степях в 2000 году Бальжанов вновь постучался в двери «родного ему» театра — в качестве режиссера-постановщика. А в 2010 году коллективу театра в должности художественного руководителя его представил министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков.

Цитатник

В распоряжении редакции оказался протокол октябрьского собрания, на котором коллектив потребовал отставки Бальжанова. Вот лишь несколько цитат из него.

Норбоев Ю.Н., замдиректора по художественно-постановочной части:

— Я очень внимательно выслушал доклад директора, и те цифры, которые были озвучены по зрителям за девять месяцев, в процентном отношении выполненные на 107%, как-то насторожили, ведь у нас практически не бывает аншлагов!

Бабуев О.Д., заслуженный артист России:

— Много претензий художественному руководителю, нет репертуарной политики. Все устарело, нет пьес бурятских драматургов, работа с местными драматургами не ведется, нет кадровой работы по подготовке режиссеров. Единственный режиссер, которая работает продуктивно — Баярма Жалцанова, вы ее заклевали, и она вынуждена уйти.

Егорова Л.И., народная артистка России, член худсовета:

— Этой сцене отдала 45 лет работы и меня сегодня ужасает сегодняшнее творческое состояние театра. Я хочу дать театру, а он не хочет взять, я хочу еще сыграть на этой сцене, но нет возможности. Я как член худсовета постоянно предлагаю имена авторов, а меня никто не слушает, в театре как-то все не так. Худрук не прислушивается к мнениям, худрук бездействует, его не волнует творческая составляющая часть театра. И вот такой печальный итог, стыдно всем.

Ломбоев Ц.Д., заслуженный артист РБ:

— Я сегодня ставлю вопрос, нужен ли нам художественный руководитель вообще и такой худрук в частности, который не уважает и не любит своих артистов? В последнее время артисты остались одни. Мы никому не нужны, даже директор говорит: «В театре главный человек — это администратор», а актеры должны театру. У худрука все спектакли разовые. Спектакли, которые могли идти на разных фестивалях, не идут, а прокатываются только спектакли худрука.

Цыпилов О.Ц., замдиректора по АХЧ:

— Мне кажется, что руководители идут против артистов. Худрук не радуется за своих артистов. Владимир Ильич Кондратьев как радовался за своих, он говорил: «Это мой актер!». У нас нет преемственности, отсутствует воспитание молодежи. Нужно работать с местными драматургами. Можно было бы объявить конкурс среди начинающих авторов и заинтересовать их.

Мунконова Н.М., заслуженная артистка РБ:

— Худрук должен думать о перспективе театра. У нас нет четкого планирования, нам нужна хорошая, слаженная, профессионально продуманная работа. Артисты всегда должны быть заняты. Инициативу нашу отвергают. На сегодня нет надежды на нашего художественного руководителя. Нам нужен такой руководитель, который всегда занимал бы нас, защищал, прислушивался, интересовался и поддерживал наши предложения.

Динганорбоев Б.Д., заслуженный артист РБ:

— В последние годы работа художественного руководителя не видна, можно сказать, даже нет ее.

Галсанова Г.Б., артистка:

— Работа художественного руководителя находится на нуле. Не видна его работа. Актеры просто ходят, нет ролей. Не ставятся интересные спектакли. И не видна дальнейшая перспектива, вы как худрук законсервировали, затоптали нас, я не знаю, что меня ждет впереди, и поэтому я поддерживаю предложение о смене худрука.

Цыдыпова Л.Ц., заслуженная артистка РБ:

— Мы работаем как будто без головы. Национальный театр и нет пьес бурятских драматургов, нужно работать с ними, принимать пьесы и дорабатывать их. Как будем сохранять язык и традицию, когда нет бурятских пьес? Какое доверие может быть такому худруку?

Юндунова Д.Р., заслуженная артистка РБ:

— Как-то встретилась с актрисой нашего театра, в годах она, говорит «театр завяз в дерьме», а я заявляю, что голова у нас в дерьме. Нужен новый худрук, надо театр поднимать. Мы должны все внести предложение в министерство культуры об этом.

Бадмаев Б.Ц., заслуженный артист РБ:

— Нам, национальному театру, нужна бурятская драматургия и, конечно, разные спектакли, особенно классика. А сегодня что мы видим? Ничего! Худсовет не работает, ничего не решает, один худрук все решает. И поэтому я выражаю недоверие художественному руководителю

Жаргалова Г.У., заслуженный работник культуры РБ, гардеробщица:

— Я поддерживаю мнения ранее выступавших, нужны хорошие спектакли. Зрители всегда после спектаклей высказывают нам свои претензии...

Тангатова Д.Ж., народная артистка РБ:

— Нет никакого внимания со стороны худрука, нет дежурных режиссеров. Творческого роста нет никакого. И даже не знаем, что ждет нас впереди.

Дамбаев Б.Л., заслуженный артист РБ:

— У меня вопрос к худруку: вы профессионал? Мне стыдно играть в ваших спектаклях! Как увижу на расписании ваш спектакль...

А потом взяли слово директор и худрук

Балданов Д.Ж., директор театра:

— Выступления артистов правильные. Мы национальный театр — носители бурятского языка и традиций. У нас должен быть свой имидж.

Бальжанов Ц.Д., художественный руководитель:

— Все правильно говорили. Да, я профессионал! Все мои спектакли высоко-идейные.

«…ПОСТАНОВИЛИ:

2. Работу художественного руководителя Бальжанова Ц.Д. считать неудовлетворительной.

3. За неумение выстраивать творческий процесс в театре, за низкий уровень идейного и морального микроклимата в творческом составе театра выразить недоверие художественному руководителю театра Бальжанову Ц.Д.

За 2 и 3 пункты проголосовали: «за» — 107, «против» — 2, «воздержались» — 4».

Станислав БЕЛОБОРОДОВ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру