Цена сенатора

Сколько олигарх Малкин потратил на Бурятию за время своего сенаторства

Вячеслав Наговицын определился с кандидатурой сенатора от правительства, назвав имя депутата Народного Хурала Арнольда Тулохонова.

Сколько олигарх Малкин потратил на Бурятию за время своего сенаторства

Учитывая, что никто уже не помнит, кто был сенатором от правительства до Малкина, Малкин безусловно остается пока самой яркой в Бурятии фигурой на олимпе сенаторства. Но прежде чем сострадательные реплики в отношении Малкина навсегда покинут новостные хроники Бурятии, полезно будет подсчитать, сколько в деньгах получила республика в результате восьмилетнего пламенного союза с олигархом. И наоборот — сколько Малкин заработал на Бурятии, находясь на государственной должности и влияя на вполне конкретные хозяйственные структуры.

Куда улетела «тарелка» в 1,5 млрд. рублей

Личное состояние Виталия Малкина в период его сенаторства журнал «Forbes» оценивал от $600 миллионов до $1 млрд. (в 2013 году — 125-е место, $850 млн.). Интересно, что Малкин стал сенатором через год после того, как посадили Ходорковского и после недвусмысленного намека Кремля, что с родиной надо делиться. Удивительно ли, что после чуда, сотворенного Абрамовичем с Чукоткой, появление в дотационной Бурятии первого живого олигарха народ воспринял именно с таких позиций. Малкин должен был если не реанимировать экономику республики, то, по крайней мере, превратить отдельные ее участки в цветущие оазисы, причем преимущественно за свой счет.

Поначалу вроде все к этому и шло. Заявленный как не имеющий аналогов в Сибири и на Дальнем Востоке развлекательно-спортивный комплекс должен был обойтись в 5 млрд. 258 млн. рублей (в ценах 2007 года), из которых 1 млрд. 585 млн. рублей сенатор соглашался выделить из личных средств. По инициативе Малкина в Москве состоялась презентация этого проекта за авторством санкт-петербургских зодчих. Под раздвижной (!) крышей уникального комплекса должны были «вписаться» несколько кинотеатров, ресторан, кафе, аквапарк, залы для мини-футбола, волейбола, баскетбола и многое-многое другое. Еще в декабре 2007 года на заседании правительства Бурятии Виталий Малкин заверил местные власти, что вопрос месторасположения комплекса (парк им. Орешкова) решен на 99 процентов. Однако уже в июне следующего года Малкин по причинам, так и оставшимся для народа непонятными, в Москве расторг концессионное соглашение о частно- государственном партнерстве, предложив взамен на свои средства провести другие работы. Что касается стадиона, достоверно известно только, что Малкин оплатил 30 из 100 млн. рублей проектных работ, демонтаж стадиона 25-летия Октября, а также корректировку проекта с учетом только выделяемых из бюджетов разных уровней средств. Иными словами, вместо 1,5 млрд. рублей обещанного подарка в создание стадиона было вложено едва ли 100 миллионов рублей, зато в республике начал активно действовать зарегистрированный еще в 2003 году в Москве благотворительный фонд «Эра».

В своем интервью нашей же газете сенатор заявил тогда буквально следующее:

— Мне не нужно от Бурятии никаких денег… у меня есть желание что-то сделать для общества, оставить после себя если не след в истории России, то след в истории Бурятии. Первое — я хочу построить дорогу на Байкал, потому что нормальной дороги туда нет. Второе — построить спортивный центр, потому что это оживит город, сделает его другим, хочу обустроить набережную по той же причине, построить небольшую горнолыжную базу в черте города и стадион для равнинных лыж и биатлона.

Налоговый след сенатора Малкина

Справедливости ради скажем, что с появлением в Бурятии Малкина в республиканский бюджет начали поступать дополнительные вливания в виде налогов, которые с тем же успехом могли быть уплачены в любом другом российском регионе (какая разница, где платить налоги). Так, однажды при участии Малкина в Бурятии зарегистрировалась крупная федеральная структура, владеющая акциями и ценными бумагами, чьи налоговые отчисления составили 932 млн. рублей. По этому поводу депутаты Хурала даже срочно созвали сессию, решая, как потратить буквально свалившийся на голову миллиард. Похожая история случилась и с налогами самого Малкина, который «прописался» сначала в Улан-Удэ, потом в Тунке, а далее в селе Тэгда Хоринского района.

Доподлинно неизвестно, сколько получил за восемь полных лет бюджет Бурятии от малкинских налогов. Как заявил недавно журналу «Форбс» сам олигарх, за прошлый год его доход составил 1 млрд. рублей. Если предположить, что с этой суммы Малкиным будет уплачен минимальный налог (9%), то получится 90 млн. рублей. Распределение НДФЛ происходит таким образом: 10% от налога в бюджет поселения, 20% — в бюджет района и 70% — республики. К примеру, в 2008 году бюджет Кырена Тункинского района получил в виде налога от Малкина «всего» 5 млн. 100 тыс. рублей, что вызвало увеличение собственных первоначальных налоговых и неналоговых доходов сельского поселения втрое. Нетрудно посчитать, что всего в республиканский бюджет в тот год было уплачено 51 млн. малкинских рублей. В прошлом году в Хоринский район поступило 80 млн. рублей не только от налогов, но и благотворительного фонда «Эра», которые району очень пригодились, но опять же революции на селе не сделали.

Сколько вложил сенатор Малкин в Бурятию

За весь период существования фонда «Эра» на цели благотворительности в Бурятии было направлено около 100 миллионов рублей. Кстати, фонд зарегистрирован в Москве, поэтому все налоги его работники платят там же (расходы на зарплату и административно-хозяйственные нужды в 2011 году — 1 млн. 586 тыс. рублей). На сайте фонда можно также найти финансовые отчеты потраченного, из которых, к примеру, видна динамика развития деятельности фонда. В 2007 году фонд потратил в Бурятии 3,6 млн. рублей, в 2008 году — 3,1 млн. рублей, в 2009 году — 4,7 млн., в 2010 году — 16,5 млн., а в 2011 году — уже 28,5 млн. рублей.

Если не брать в расчет налоговые отчисления, то получается, что сенатор Малкин за восемь лет своей работы вложил в Бурятию из личных средств 100 млн. рублей, связанные со стадионом, плюс 100 млн. рублей из фонда «Эра». Минус — зарплата сенатора, которую платит республика и которая, предположим, не может быть ниже зарплаты спикера (2,5 млн. рублей ежегодно, за восемь лет — 20 млн. рублей). Таким образом, получается, что Бурятия обошлась сенатору вместо обещанных 1,5 млрд. «всего» в 180 млн. рублей.

Прямо скажем, по сравнению с сенатором от Дагестана Сулейманом Керимовым, который еще до своего назначения подарил родной республике 100 млн. долларов, негусто. Что говорить о Чукотке, куда за семь лет губернаторства Абрамовича было вложено около $2,5 млрд., и весьма существенная доля этих средств Абрамович выложил из своего широкого кармана. Знатоки могут возразить, что в отличие от Малкина Керимов входит по версии журнала «Forbes» в двадцатку богатейших россиян (его состояние оценивается в $7,8 млрд.), и опять же Сулейман сам родом из Дагестана, но, как говорится, вложения в родину сопоставимы, и, к сожалению, не в пользу бывшего сенатора от Бурятии. Опять же, положив на одну чашу весов стадион, а на другую — более 170 социальных учреждений, 20 квартир для семей сотрудников МВД, несколько сотен граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, и прочее, признаемся, что с точки зрения отчетов и создания имиджа сенатора любой имиджмейкер наверняка выберет последнее. 180 млн. рублей не 1,5 млрд., зато список дел выглядит весьма внушительно, даже при условии, что обещанные дорога на Байкал, спортивные центры, набережная и биатлонный комплекс появились в Бурятии совсем не на личные средства олигарха.

Татьяна НИКИТИНА.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру