История продолжается

Точку в деле «Кримсона» ставить еще рано, заявил «МК» источник в правоохранительных органах республики

Одно из самых скандальных и резонансных криминальных дел минувшего десятилетия «Кримсон» передано в суд Советского района.

Точку в деле «Кримсона» ставить еще рано, заявил «МК» источник в правоохранительных органах республики

Его фигурант — бывший инспектор Счетной палаты России Павел Еремеев накануне дал следствию признательные показания. «МК» стали известны любопытные подробности этого дела.

Истории с хищением 1 миллиона долларов из республиканского бюджета возможно никогда бы не случилось, если бы руководство Бурятии следовало букве закона и не очень бы полагалось на дружбу с чиновниками контролирующих органов России.

Примерно в середине 2002 года Счетная палата РФ по инициативе ряда депутатов Государственной Думы, в том числе Бато Семенова, запланировала провести в Бурятии комплексную проверку целевого использования средств, выделенных ей из федерального бюджета в 1999-2001 годах. Сроки проверки совпали с очередными выборами президента Бурятии, назначенными на июнь 2002 года. Это щекотливое и крайне неудобное для «чистых выборов» обстоятельство привело основного претендента на кресло главы региона, тогдашнего президента Бурятии Леонида Потапова, в служебный кабинет аудитора Счетной палаты Сергея Рябухина с просьбой перенести сроки комплексной проверки хотя бы на месяц.

Аудитор Рябухин не смог отказать Леониду Потапову в пустяшной просьбе, но, воспользовавшись случаем, настоятельно рекомендовал президенту усовершенствовать бюджетный процесс в Бурятии. И лично представил коллегу по палате Павла Еремеева и его предложение «о разработке и внедрении в республике государственной автоматизированной системы финансового планирования и управления закупками для государственных нужд». На что Леонид Потапов дал «свое принципиальное согласие», вряд ли задумываясь о последствиях этого джентльменского соглашения.

Возможно, именно в этот момент у аудитора Счетной палаты России Павла Еремеева созрел криминальный план. Чиновник смекнул, что Леонид Потапов, обязанный господину Рябухину переносом сроков проверки, согласится заключить договор на разработку и внедрение автоматизированной системы на любых условиях. И не ошибся в расчетах.

Он поручил подельникам отыскать на просторах России фиктивную коммерческую организацию, зарегистрированную на подставное лицо. И такая организация нашлась. Ею стала фирма-однодневка с говорящим названием ООО ТК «Кримсон», оформленная в Ярославской области на утерянный паспорт простой ткачихи Постниковой. Организовать подписание договора с правительством Бурятии на разработку и внедрение государственной автоматизированной системы финансового планирования и управления закупками для государственных нужд стоимостью 1 миллион долларов осталось делом техники.

Счетная палата России, как и обещал аудитор Рябухин, зашла в Бурятию после выборов президента. Вместе с другими сотрудниками СП РФ в республику приехал Павел Еремеев, который напомнил вновь избранному на должность главы региона Леониду Потапову о данных им обещаниях. Леонид Потапов и не думал возражать, воспринимая происходящее как личную услугу Рябухину и как желание в дальнейшем сохранить добрые отношения с сотрудниками Счетной палаты России. И хотя Леонида Потапова трудно заподозрить в участии в криминальном сговоре с Павлом Еремеевым, его дальнейшие действия, мягко говоря, вызвали недоумение.

Хорошие отношения со Счетной палатой это, конечно, важно. Но какой ценой? Соглашаясь с условиями Павла Еремеева, гарант Конституции нарушил несколько норм и требований, установленных законами России и Бурятии.

Договор с мошенником был подписан без утверждения его Народным Хуралом, без проведения обязательного в таких случаях конкурса, без обоснования целесообразности, законности и оценки финансово-экономических рисков, без проверки ООО ТК «Кримсон» хотя бы на предмет ресурсов и профессиональных знаний и квалификации его сотрудников. И, наконец, без всякой страховки на случай нарушения исполнителем условий контракта. То есть от балды и в ущерб интересам Бурятии. Достаточно сказать, что бюджет 2002 года на реализацию проекта индикативного управления предусматривал всего 600 тысяч рублей. Тогда как сумма контракта с «Кримсоном» составляла 30 миллионов рублей, изъять которые без ущерба для других расходных обязательств было невозможно. Но на какие жертвы не пойдешь ради хороших отношений с контролирующим органом федеральной власти и лично господином Рябухиным?

Судя по материалам дела, примерно в том же духе рассуждали зампред правительства Юрий Налетов, начальник главного правового управления Маргарита Магомедова и заместитель министра экономики Татьяна Думнова, которым Леонид Потапов поручил поставить под договором с «Кримсоном» свои согласующие подписи. Поскольку указание исходило свыше, не терпело возражений, зависимые от президента чиновники вынуждены были закрыть глаза на очевидные нарушения, что, впрочем, никак их не оправдывает.

В результате в течение пары месяцев 30 миллионов бюджетных рублей несколькими траншами были перечислены на счет фирмы-однодневки «Кримсон». Затем на расчетный банковский счет фиктивной коммерческой организации ООО «Лекиф», зарегистрированной на владельца утерянного паспорта Куликова, и далее — на счет иностранной компании «Willarden Corp» (США, штат Флорида), открытый в АО «АзияУниверсалБанк» города Бишкек Республики Кыргызстан. После чего были благополучно обналичены махинаторами. Казалось бы, гуляй Паша! Но не тут-то было.

Поскольку 30 миллионов рублей в ту пору были эквивалентны примерно 950 тысячам долларов США, Павел Еремеев решил вытащить из бюджета Бурятии и этот остаток. И в самом деле: 50 тысяч баксов на дороге не валяются! Одна беда — к тому времени Павел Еремеев уже был уволен из Счетной палаты. Но знают ли об этом чиновники правительства Бурятии? В общем, рискнул, и в конце 2003 года приехал в Бурятию с оказией — то есть якобы в составе сотрудников Счетной палаты России, прибывших сюда с очередной контрольной проверкой использования бюджетных средств за 2002 год и за истекший период 2003 года.

Здесь Павел Еремеев, посещая старых и новых знакомых, избрал тактику шантажа. Дескать, если не поможете с перечислением остатка, Счетная палата России вывернется наизнанку, но найдет в бюджете Бурятии серьезные нарушения. Чиновники, однако, в содействии отказали. Юрий Налетов сослался на отсутствие у него нужных полномочий. Татьяна Думнова, успевшая навести справки и узнать, что Еремеев — самозванец, отправила его к Владимиру Гейдебрехту, назначенному Леонидом Потаповым после выборов первым заместителем председателя правительства. Владимир Гейдебрехт выслушал Павла Еремеева, и тоже не испугался, предъявив гостю встречную претензию: «Кримсон» до сих пор не выполнил свои обязательства.

К Леониду Потапову Павел Еремеев идти не рискнул и скоро покинул Бурятию, думая, что уже навсегда. Он вернулся сюда под конвоем через десять лет после описываемых событий в качестве обвиняемого в хищении 950 тысяч долларов США из республиканского бюджета, чтобы предстать перед судом.

Источник в правоохранительных органах заверил «МК», что точку в деле «Кримсона» ставить еще рано. Следствие продолжается. Его задача выявить и разоблачить других участников аферы, которые в деле «Кримсона» пока фигурируют как «неустановленные лица».

Сергей ДАНИЛОВ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру