Группа сибирских ученых, возглавляемая профессорами Николаем Прониным и Леонидом Убугуновым, установила, что цветение воды, которое спровоцировало вспышку опасной «гаффской» болезни, было вызвано вселением в озеро чужеродного канадского водного растения «элодея» и ее отмиранием, запустившим экологическую катастрофу. Ученые выработали ряд рекомендаций, которые оздоровят озеро и вернут ему статус рекреационно-туристского объекта.
Институт общей и экспериментальной биологии Сибирского отделения РАН и издательство Бурятского научного центра выпустили монографию «Озеро Котокельское: природные условия, биота, экология», в подготовке которой приняло участие беспрецедентное количество авторов – 83 исследователя из 15 научных и образовательных учреждений. Они на протяжении двух лет изучали природные условия и состояние экосистемы озера. Определены токсины, которые продуцируют цианобактерии (сине-зеленые водоросли), превращая озеро в опасный для жизни водоем. Еще двадцать лет назад озеро Котокельское было жемчужиной туристской отрасли в Бурятии, что объяснялось несколькими преимуществами: отсутствием ветра, близостью к Байкалу (1 км), теплой водой и отличной рыбалкой.
Но в 1992 году на озере началось бурное развитие «элодеи канадской» – сорной водной травы, которая была случайно завезена в озеро и вскоре заполонила более трети акватории водоема.
Ученые установили с точностью до года, что поначалу рыбы реагировали на чужеродного вселенца позитивно. Увеличилась кормовая база, резко возросло количество щуки, которая получила возможность скрыто подбираться в траве к мелкой рыбешке и за счет более плотного питания вольготно размножаться. Увеличивалась ее добыча, но к 2007 году щука полностью вымерла.
Одной из причин исчезновения щуки и резкого снижения числа других видов рыб стала гибель «элодеи». За десять лет трава полностью выродилась, пройдя цикл от развития к исчезновению. Десятки тысяч тонн травы упали на дно озера и начали разлагаться. В воде элементарно не стало хватать кислорода и началось бурное развитие сине-зеленых водорослей, выделяющих токсин микроцистин, который поражает скелетную мускулатуру, почки и печень водных и околоводных животных и человека. Токсин начал накапливаться в рыбе, особенно в ее жировых частях.
По данным ученых, с долгим воздействием низких доз микроцистина связывают частные случаи рака печени в ряде районов Китая, которые употребляют воду из водоемов с признаками «цветения».
Причем этот токсин сложно уничтожить при высоких температурах – термообработка (жарка и варка) блюд из зараженной рыбы не помогает.
Еще одной причиной, но далеко не главной, стало бурное строительство с 60-х годов прошлого века профсоюзных турбаз, часть из которых не имела очистных сооружений. В результате неочищенные стоки годами сливались в озеро. В 90-е годы их число было доведено до 40. Усугубило ситуацию и постепенное снижение уровня воды в озере. Весной 2008 года вдоль всего берега стали находить погибших собак и кошек, которые питались рыбой с озера. Однако никого это не насторожило. И люди продолжали есть леща, окуня из Котокеля.
В июле-августе 2008 года десятки жителей прибрежных сел Исток, Котокель и Черемушки попали в больницы с признаками отравления. Одного из жителей спасти не удалось.
Экосистема озера была нарушена. Причем в 2009 году случай «гаффской» болезни был зафиксирован после потребления рыбы из реки Турка. Как выяснилось, зараженный лещ проник через речку Коточик в Турку, откуда был выловлен рыбаком.
Стало понятно, почему рыба бежит из гибельного озера. Когда ученые вскрыли образцы 5-7 годовалых окуней, то обнаружили, что 50% содержимого желудков этих рыб составляла чешуя погибших рыб. Фактически в условиях крайне низкого уровня кормовой базы окуни, основу рациона которых должны в естественных условиях составлять мелкие рыбы и рачки, стали падальщиками. Большинство образцов выловленного окуня находилось в состоянии сильной дистрофии.
В настоящее время в связи с увеличением проточности озера (было расчищено русло реки Коточик) и прекращением сброса неочищенных сточных вод озеро Котокельское начало выздоравливать. В озере увеличилась численность местных рыб, из Байкала проникли лещ, щука, ленок и другие рыбы. Появились водоплавающие птицы. Хотя до сих пор озеро остается закрытым для рыбной ловли, поскольку токсичность воды снижается медленно. Любителям рыбной ловли необходимо ждать трехкратного отрицательного результата проверки токсичности котокельской рыбы для лабораторных животных, которые проводят ветеринарные службы Бурятии. Видимо, пройдут годы, потребуются дополнительные научные изыскания, чтобы озеро было снова открыто для цивилизованного туризма.
Дмитрий РОДИОНОВ.