Школьный “распил”

В мае 2013 года в «МК» в Бурятии» вышла статья автора этих строк «Чиновники Бурятии делают деньги на безопасности детей и больных»

Речь в ней шла о мутных коррупциогенных схемах поставки спецавтомашин для больниц и школ Бурятии.

В мае 2013 года в «МК» в Бурятии» вышла статья автора этих строк «Чиновники Бурятии делают деньги на безопасности детей и больных»

Отреагировало УФАС, которое в жесткой форме потребовало от республиканского агентства по госзакупкам положить конец подобной практике. Свои выводы оперативно сделало и руководство министерства здравоохранения РБ – нарушений с тендерами больше нет. А вот министерство образования республики, как госзаказчик, продолжает удивлять мутными схемами. Факты? Пожалуйста!

Итак, в июле 2012 года минобраз РБ через республиканское агентство по госзакупкам объявляет тендер на поставку 30 школьных автобусов («Фиат-Дукато» и «Форд-Транзит») на сумму 46 млн. рублей. Причем коррупциогенный характер будущей сделки начинается с того, что заказчик, дабы отсеять ненужных конкурентов, ставит заведомо невыполнимые условия поставки партии автобусов. Так, например, в технических характеристиках было выставлено требование – передний привод. Тогда как у «Форда-Транзита» он задний. Выставляется требование по типу двигателя объемом не более 2,2 литра, тогда как у «Фиата-Дукато» он 2,3 литра!

То есть заведомо отсекаются нормальные поставщики, поскольку они тщательно подходят ко всем малейшим требованиям конкурсной документации. А когда она явно некорректна, то серьезные поставщики отказались участвовать в тендере с заранее невыполнимым, на мой взгляд, коррупциогенным требованием, поскольку попасть в список недобросовестных поставщиков никто не хочет. Этого, возможно, и добивались бурятские чиновники. Поскольку всех нормальных поставщиков и, как следствие, всякую конкуренцию отсеяли еще на подаче заявок, чиновники переходят к следующему этапу схемы. Осенью того же года для вида «запрашивают» котировки других поставщиков. В далекой Нижегородской области они находят две организации («Галант-Авто» и «Автотрио»), основным видом деятельности которых, несмотря на «автомобильное» название, является… «разработка проектов промышленных процессов и производств». Причем бурятские чиновники на полном серьезе запрашивают котировки по поставкам школьных автобусов у ООО НПФ «Галант-Авто». Мы проверили что известно о данной фирме в Нижнем Новгороде и обнаружили, что, согласно сайту www.katafalk.nnov.ru, ООО НПФ «Галант-Авто» занимается продажей… катафалков! Фактически гробов на колесах! Необъяснимый с точки зрения здравого смысла запрос котировок! Естественно, они выставляют большую цену и на арену выходит близкое нижегородцам (территориально и, возможно, через общие связи) ООО «Алабуга» из Татарстана. Название этой организации удивительным образом почти скопировано с названия автобусного завода в г. Елабуге, которая, естественно, не имеет никакого отношения к уважаемому производителю. Дальше – больше. Эту татарстанскую «Алабугу» 22 октября 2012 года чиновники объявляют «единственным поставщиком» со всеми вытекающими последствиями. Прежде всего, цена осталась высокой, никто снижать ее и не думал. А зачем, если все заранее решено и поделено? Причем как только определили единственного поставщика в лице татарстанской фирмы, как тут же похоронили большую часть конкурсной документации и начали исполнять контракт на совершенно иных условиях, в частности, заменив марку школьных автобусов, – вместо рекомендованных в конкурсной документации «фиатов» и «фордов» стали завозить автобусы «Пежо» и изменять сроки поставок! Кто дал право чиновникам корректировать модельный ряд?

К тому же сроки поставки снова переносятся (за 3 месяца, естественно, автобусы не поставляются). И первая часть автобусов в количестве 14 штук поставляется аж в феврале 2013-го (газета «Бурятия» от 28.02.2013 г.). Но, естественно, никаких штрафных санкций к отобранным поставщикам мы не наблюдаем! Тем самым чиновники демонстрируют двойные стандарты – для независимых поставщиков срок поставки ограничен, а для любимого и «единственного» поставщика – как минимум 3 месяца! Но который реально вырос до полугода! Забегая вперед, скажем: несмотря на то, что автобусы были поставлены гораздо позже, доброе министерство образования умудрилось еще и выплатить неустойку в размере 520 тыс. руб. (?!).

Дальше – еще интереснее. Еще до того, как автобусы поступили, чиновники перегоняют 46 млн. рублей поставщику в Татарстан!

Помнится, за нечто подобное залетел с грейдерами бывший глава Кабанского района Бурятии, перегнав 4 миллиона рублей московской фирме, также ранее незамеченной в числе надежных поставщиков автомобильной техники. Фирма исчезла, а чиновник пошел под суд. В Бурятии 10 лет не могут найти 30 миллионов рублей, украденных у правительства РБ по делу «Кримсона», а тут до начала поставки перечисляют 46 миллионов!

Причем чиновники, насколько можно судить, сознательно шли на искажение конкурсной документации! Так, на сайте госзакупок в карточке автобусного тендера по статусу контракта по состоянию на октябрь 2012 года сообщается, что его «исполнение завершено». Хотя оно не закончилось, а поставка автобусов произойдет в будущем году! Далее в графе «поставка автобусов» красуется цифра в 46172000 рублей за одну единицу (штуку)! 46 миллионов за один автобус! Для чего это делается? Чтобы окончательно отсеять независимых поставщиков, которые только покрутят головой у виска – у вас в Бурятии совсем потеряли совесть и страх?

Затем мы переходим к еще более интересному моменту. Где будет гарантийное обслуживание школьных автобусов? В Бурятии нет гарантийного центра «Пежо». Ближайший дилерский центр «Пежо» находится в Иркутске. Выходит, надо в течение трех гарантийных лет снимать с перевозки автобусы и гнать их за 450 километров в Иркутск? Это если автобусы находятся в Улан-Удэ, а из районов – еще дальше! Или «гарантийное обслуживание» дорогостоящих автобусов будут проводить в каком-то местном сервисе, о чем чиновники упоминают в документации? Но тогда о каком качестве технического обслуживания автобусов вообще можно вести речь и какой завод даст заводскую гарантию на машины, которые будут обслуживаться в каком-то гараже у дяди Васи? К тому же по ГОСТам школьные автобусы необходимо обслуживать по гарантии в два раза чаще.

Не так давно на одном из совещаний глава РБ Вячеслав Наговицын посетовал, мол, почему через два года новые автобусы приходится списывать? А ответ заключается в том, что без фирменного гарантийного обслуживания при жесткой эксплуатации любая техника разваливается на глазах. Сами-то чиновники себя любят, когда свои служебные «камри» и «лэнд-круизеры» регулярно отправляют на тщательное гарантийное обслуживание и замену всех деталей и жидкостей – согласно сервисным книжкам. В Улан-Удэ есть и сервисный центр «Тойоты», и деньги на эти цели находят. Соответственно, такие машины и ездят долго. Но когда речь заходит о детях, то о гарантийном обслуживании школьных автобусов вспоминают в самую последнюю очередь. Почему здесь мы не наблюдаем широко разрекламированный «государственный подход», а снова становимся свидетелями столь мутных схем?

Аппетит, как известно, приходит во время еды. Недавно на конец сентября объявлен очередной аукцион по поставке школьных автобусов на 23,1 миллиона рублей.

И снова мы видим «Алабугу» и «Галант-Авто». «МК» позвонил в Татарстан и, представившись представителем министерства, поинтересовался судьбой новой партии автобусов. На том конце провода нас заверили, что автобусы уже подготовлены и придут в регион сразу же после оплаты. Создается впечатление, что все уже решено. И «попилено».

Тут мы вновь видим эквилибристику по требованиям технической документации. Чиновники выставляют к тем же автобусам требования по двигателям – мощностью не менее 130 л.с. Хотя в прошлогодней технической документации было 120 л.с. При этом закон остался тот же, ГОСТ «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» прежний. В чем собака зарыта?

Дело в том, что вдруг полюбившиеся чиновникам «инновационные» двигатели мощностью 130 л.с. в европейской части России не пользуются популярностью из-за капризных пьезофорсунок нового поколения Сontinental HPCR, которые не выдерживают нашу солярку. Поэтому, как рассказывают перевозчики, предпочтение отдается старому проверенному двигателю 120 л.с. с обычными форсунками Denso (Common Rail). Тем более, что крутящийся момент у обоих двигателей один и тот же, соответственно, они почти ничем не отличаются в скорости перевозок!

Это тем более актуально, если учесть еще более худшее качество дизтоплива в Бурятии, после которого таким движкам очень скоро необходим дорогостоящий ремонт. Вдобавок предыдущая партия автобусов оснащалась 6-ступенчатой механической коробкой передач, а новую партию предлагается поставить с 5-ступенчатой. Хотя любому водителю понятно, что автобусы с 5-ступенчатой коробкой передач менее экономичны! Видимо, на западе России скопился неликвид с неходовыми и капризными двигателями, а министерство образования Бурятии решило таким образом помочь им наводнить Бурятию техникой, которую надо будет ремонтировать еще чаще, чем предыдущую партию автобусов. Только непонятно где.

Думается, что правоохранительные органы все же заинтересуются подобным «инновационным подходом» министерства образования Бурятии к поставкам по тендерам школьных автобусов. Тогда и уважаемому главе республики не надо будет каждый раз на совещаниях сетовать на то, почему в Бурятии так быстро выходят из строя купленные за бюджетные деньги автобусы.

Дмитрий РОДИОНОВ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру