Коррупционная подставляющая

В Бурятии, как на Кавказе, 10%-ные откаты на госзаказах платят в основном иногородние поставщики, что «обнуляет» для республики все налоги с многомиллионных сделок

Тема непрозрачных взаимоотношений бурятских заказчиков и организаторов торгов с представителями бизнеса, поднятая в «МК» в Бурятии» (№40), где мы рассказали историю о том, как чиновники дружненько «откатали» школьные автобусы на 46 млн. рублей, которые в Бурятию поставила фирма из Татарстана, недавно получила свое продолжение.

В Бурятии, как на Кавказе, 10%-ные откаты на госзаказах платят в основном иногородние поставщики, что «обнуляет» для республики все налоги с многомиллионных сделок

Представитель российской компании, находящейся в европейской части России и занимающейся поставками техники по всей стране, на условиях анонимности рассказала «МК» о тенденциях в «откатно-распиловочной системе». По ее словам, система поставок по госконтрактам устроена своеобразно. Например, в регионах-донорах (Москве, Подмосковье, Татарстане, Нижегородской и Кемеровской областях) иногородним поставщикам практически невозможно ничего поставить без согласования с губернатором и правительством региона, а разрешение на поставку дается только в исключительных случаях.

Приоритет — у местных поставщиков, которые платят налоги и создают рабочие места. Для иногородних есть только один путь — открывать там свои филиалы и оставлять налоги на местах. В противном случае есть местное УФАС, которое поправит поставщиков, а если это не помогает, то они рискуют оказаться в реестре недобросовестных поставщиков. Оттого эти регионы богатые, что у них деньги не вылетают в форточку, как у нас. Вторая группа регионов — Иркутская область, Забайкальский край, Сахалинская область и др. Здесь нет жесткой патриотической установки, но в случае, когда ценообразование местного поставщика практически не отличается от цены товара иногороднего, выбор делается в пользу местного. Также в них часто дается установка работать через местных поставщиков, учитывая налоги и зарплату работников поставщика, которые остаются на местах.

Госзаказ: путь в никуда?

Бурятия же наряду с республиками Северного Кавказа (за исключением Чечни) входит в группу регионов, где приоритет исключительно отдается иногородним поставщикам. Причем все разговоры о том, что иногородний поставщик может поставить дешевле, поскольку у него больше объем и меньше транспортные издержки, рассчитаны на наивных. Транспортная составляющая в России давно заложена в цену товара и не играет особой роли при поставках. У местных фирм нередко бывает меньше ассортимент, однако если поставщику дается время, то и ассортимент становится такой же. «Мебель, запчасти, техника, бензин и многое другое имеют сегодня практически единые розничные цены по стране», — отмечает наш источник. Сами бурятские чиновники в приватных беседах говорят, что им проще работать с иногородними поставщиками, которые лишних вопросов не задают и изначально заточены на «откат». С местными же поставщиками, так или иначе вовлеченными в местные дела и обладающими связями в различных правоохранительных структурах, ведение разговора о коррупционной составляющей часто натыкается на искреннее непонимание: мы же платим здесь налоги, зарплату, оказываем спонсорскую помощь, за что мы еще тебе должны платить? В то же время рычаг воздействия на иногородних поставщиков у чиновников также имеется. Речь идет о банковской гарантии в размере 10% от суммы контракта для обеспечения исполнения гарантийных обязательств, заранее перечисляемую поставщиком и сопоставимой с суммой отката. Поэтому, как говорит наш источник, 10% иногородние поставщики платят наличкой чиновникам до окончания тендера. Перечисление производится с банковских карточек физических лиц, проживающих в других регионах, на банковские карточки физлиц знакомых или родственников заказчика, а может и устроителей аукциона в РБ, в общем, тех, кто «решает вопрос». «Отследить и доказать что-либо очень сложно и правоохранительным органам в этой ситуации приходится попотеть, ведь проверять они вынуждены широкий круг лиц от родственников и знакомых руководителей ведомств (представителей госзаказчика)до того уполномоченного лица госзаказчика, кто отвечает за принятие конкретного решения по конкретному госзаказу», — сообщает наш источник. Вот только вместо коррупционной составляющей сегодня речь может идти о коррупционной подставляющей. Поскольку в результате всего этого реально подставляется целый регион. Бурятия, недополучающая сотни миллионов рублей налогов в год и теряющая рабочие места!

Кто успел, тот и съел

На фоне подобных откровений бизнесмена как-то подозрительно смотрятся недавние тендеры по поставкам машин «скорой помощи» на 4 млн. рублей в Бурятию от нижегородских фирм. Например, на Сахалине нижегородский поставщик ООО «Промышленные технологии», зарегистрированный по адресу: Нижний Новгород, ул. Переходникова, 1д, был внесен сахалинским УФАС в реестр недобросовестных поставщиков. А в Бурятии ООО «Промтех» (у фирмы только сократили название), зарегистрированное по тому же адресу (ул. Переходникова, 1д), поставляет в республику машины «скорой помощи» по одним им понятным схемам. То есть для сахалинского УФАС нижегородцы — персона нон грата, а для Бурятии — милости к нам! А почему вдруг в Бурятии к подобным иногородним фирмам возникает столь противоестественная любовь? Не потому ли, что бизнесмены из иногородних фирм лишних вопросов не задают и всегда готовы «войти в положение» конкретного бурятского чиновника? Правда, нижегородцам не повезло, попался принципиальный главврач, который отказался подписывать документацию на, мягко скажем, «проблемные» машины — ведь ездить-то ему, а не чиновникам. Но бывает и по-другому, как, например, очередной тендер минобразования РБ на 23 млн. руб., выдвинувшего, как заказчик, удивительные требования по технической документации, которые смогло удовлетворить только регулярно «выигрывающее» тендеры минобраза ООО «Алабуга» (Татарстан).

Дубинка чиновника

По школьным автобусам вдруг устанавливается ограничивающая нижняя планка по мощности двигателя — не менее 130 л.с. Больше можно, но они сразу будут дороже. Тем самым отсеиваются 99% всех поставщиков, поскольку с таким двигателем и характеристиками по нижнему порогу мощности в России выпускаются только автобусы «Peugeot Boxer-222335, которые оснащает и поставляет… ООО «Алабуга» из Татарстана. Впрочем, местный поставщик может выкупить на заводе «Peugeot Boxer» и поставить его дешевле «Алабуги». Но тогда вступает в действие дубинка с названием «гарантия». Заводская и поставщика. Ведь ближайший гарантийный центр «Пежо» в Иркутске и в течение 2-летней гарантии школьные автобусы из Бурятии надо будет регулярно гонять за 450 км, чтобы поменять масла и жидкости. Естественно, таким маразмом никто заниматься не будет. Поскольку в техдокументации предусмотрена специальная коррупциогенная оговорка: «Проведение ТО в гарантийный период допускается по согласованию с официальным представителем завода в случае большой (400 км) удаленности покупателя от фирменной сети завода-изготовителя. В других случаях проведение ТО на других предприятиях является нарушением условий ТО ТС в гарантийный период»! То есть либо допускается, либо не допускается. Видимо, в зависимости от наполнения кармана чиновников, которые внесли в аукционную документацию данные «разъяснения». То есть для «своих», имеется в виду иногородняя «Алабуга», гонять в Иркутск автобусы по гарантии не надо, а если вдруг выиграет «чужой», то есть бурятский поставщик, то, будьте любезны, обеспечьте за свой счет 2-летний прогон всех поставленных автобусов до Иркутска и обратно! Если нет, то пожалуйте в реестр недобросовестных поставщиков, и тогда конец бизнесу. Но тем самым вся конкуренция суживается до одного конкретного поставщика, предположительно из Татарстана. Причем создается впечатление, что контролирующие органы, в том числе уполномоченный орган по госзакупкам, вешают откровенную лапшу, когда на вполне резонные доводы о том, почему у поставщика нет заводского гарантийного дилерского центра по гарантийному обслуживанию в Улан-Удэ, пишут: «...такие требования к товару влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа». Двойные же стандарты просто вопиют: установка отсекающего нижнего порога школьных автобусов по мощности в 130 л.с. не ограничивает конкуренцию, а заводская гарантия в Улан-Удэ почему-то ограничивает! В других регионах чиновники, которые взяток не берут, «про свободу конкуренции» не забалтывают, а прямо пишут в техдокументации: гарантия должна быть обеспечена в том же городе, где ездят школьные автобусы. А не за 400 км и не по «согласованию»… Если министр образования Алдар Дамдинов будет покупать новый автомобиль для служебного пользования, наверное, как обычно «Toyota Land Cruiser», то я на 100% уверен, что он купит только тот, который имеет гарантийное и техническое обслуживание в Улан-Удэ. Если ему скажут, что масло менять надо ездить в Иркутск или в сарае у дяди Васи, то такому дилеру скажут «до свидания». Но почему для служебных и личных автомобилей должна быть одна правда, а для школьных автобусов, которые возят наших детей, — столь кривая и коррупциогенная? Почему не только школы, но и вся Бурятия должны по-прежнему терять налоги от подобных мутных схем, а сотни миллионов рублей бюджетных средств, вместо того, чтобы поддерживать местный малый и средний бизнес, ежегодно вымываться с территории Бурятии?

Дмитрий РОДИОНОВ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру