История бурятского кино: от малого до великого

История Бурятского кинематографа – как разрозненные страницы старого дневника, лишившегося обложки

В нашей республике никогда не было своей киностудии, создание которой даже в лучшие советские годы было вещью, прямо скажем, почти нереальной.

История Бурятского кинематографа – как разрозненные страницы старого дневника, лишившегося обложки
Валентина ДАГБАЕВА. Кадр из фильма «Пора таежного подснежника».

История бурятского кино — это судьбы людей, земляков, отдавших свою жизнь «важнейшему из искусств» либо едва к нему прикоснувшихся, чье творчество в кинематографе, каким бы долгим или коротким оно ни было, навсегда останется предметом нашей гордости. Валерий Инкижинов, Барас Халзанов, Сергей Итыгилов, Арья Дашиев, Валентина Дагбаева, Лхасаран Линховоин, Людмила Машеева и многие другие. Увы, но нынешнему поколению ни их имена, ни названия кинолент, которые они создавали, ни о чем не скажут. Да и люди старшего поколения начинают забывать о наших выдающихся земляках, внесших в отечественное кино неоценимый вклад. «МК» ТВ Улан-Удэ» открывает серию материалов об истории бурятского кино.

«Пора таежного подснежника» (Свердловская киностудия, 1958 г.).

Режиссер: Ярополк Лапшин.
Автор сценария: Николай Дамдинов.
В ролях: В.Дагбаева, Б.Вампилов, М.Степанова, Н.Гендунова, В.Халматов, В.Манкетов, П.Николаев, Ц.Шагжин, Ф.Сахиров и др.

Художественная кинолента «Пора таежного подснежника» пока считается лучшим фильмом о Бурятии. Журнал «Советский экран» (№20, 1959 г.) так охарактеризовал его: «Это фильм о пробуждении самосознания и чувства человеческого достоинства у веками угнетенной бурятской женщины».

В киноповести рассказывается о первых месяцах после Октябрьской революции. Небольшой красноармейский отряд останавливается на хуторе Ахсая, и тем самым вносит раздор в его семью. К своей невестке Дынсеме и ее маленькому брату Абидо старый Ахсай относится как к рабам. И совсем иное отношение они встречают со стороны красноармейцев. В их душах впервые пробуждается чувство достоинства. А между тем Гылык, муж Дынсемы, вместе с другим белогвардейцем из банды атамана Семенова, узнав, что отряд красноармейцев собирается вскоре продолжить свой путь, готовят план его истребления.

Натурные съемки проходили близ Улан-Удэ и в Тункинском районе. Главную роль Дынсемы в нем сыграла Валентина Вань Хан-Чинь, дочь русской комсомолки и китайского коммуниста. Во времена ухудшения отношений между СССР и Китаем утвердиться на роль с такой фамилией было невозможно, и Валентина взяла фамилию подруги. С тех пор она стала известна зрителям как Валентина Дагбаева. После выхода фильма Валентина вышла замуж за своего однокурсника Льва Абрамова, сына одного из профессоров БГПИ (нынешний БГУ), заслуженного работника образования БурАССР, и взяла фамилию мужа. Вместе с мужем они уехали в Москву, поступили во ВГИК и с тех пор земляки знали о них только понаслышке.

В эксклюзивном интервью «МК», автор которого Алексей Идыгов еще в 2003 году разыскал актрису в Москве, Валентина Николаевна рассказала о том, как она попала на съемки фильма «Пора таежного подснежника».

— В то время я училась на 3-м курсе пединститута, на филологическом факультете. В комитет комсомола института обратилась съемочная группа фильма, которая искала девушку с национальным колоритом. Из множества девушек только пятерых пригласили в Бурятский драматический театр на фотопробы. Вторым режиссером был известный в будущем режиссер Владимир Мотыль. Он приехал на пробы как раз тогда, когда фотографы работали со мной. У меня была короткая стрижка, и он спросил меня, давно ли я подстриглась. Я ответила, что совсем недавно. Мотыль стал давать мне первые уроки актерского мастерства. Потом приехал Ярополк Лапшин и он остановил свой выбор на мне. Меня увезли в Свердловск, на киностудию, делать кинопробы. И только там я узнала, что они искали девушку на главную роль. Худсовет меня утвердил. Местные артисты и даже власти очень хотели, чтобы в фильме снялась бурятка, и я взяла фамилию своей лучшей подруги.

— Что вам больше всего запомнилось при работе над фильмом?

— Первые съемки были зимними. Там в одной из сцен отец мужа, которого играл Буда Вампилов, избивает мою героиню на льду. Было очень непросто упасть спиной на лед и так покатиться, чтобы не провалиться в воду. Много приходилось падать. Еще сложно было освоить езду на степных монгольских лошадях. Они были очень пугливыми, и мне опять приходилось много падать.

— Как сложилась ваша судьба после фильма?

— Я вышла замуж за своего однокурсника Льва Абрамова. Вместе с ним мы поступили во ВГИК, я — на факультет киноведения, а он — на операторский. После окончания ВГИКа мы остались в Москве. Меня оставили работать во ВГИКе, на кафедре кинорежиссуры художественного фильма и актерского мастерства. Заведовал кафедрой Сергей Герасимов. Это был золотой период советского кино. Помимо него во ВГИКе работали Кармен, Ромм, Ростоцкий, Бабочкин и другие известные режиссеры и артисты. Учились Михалков, Губенко, Абдрашитов, Шахназаров. Потом меня уговорили перейти в Госкино СССР (позже Госкино России), где я и проработала до пенсии, в должности начальника управления кадров и учебных заведений кинематографа.

— Вы давно не были в Бурятии?

— С 1967 года. Несколько лет назад меня очень приглашала директор кинотеатра «Прогресс», планировались встречи со зрителями. Но в последний момент заболела моя свекровь и я не смогла поехать. Мама Льва Васильевича коренная бурятка и они вместе с Василием Абрамовичем последние годы жили здесь, в Москве, с нами. Василий Абрамович скончался в 1977 году.

— Съемки в фильме «Пора таежного подснежника» сыграли большую роль в вашей судьбе?

— Безусловно, ведь, как видите, вся моя дальнейшая жизнь была связана с кино. Я снялась еще в фильме о Туве «Люди голубых рек» киностудии «Ленфильм» и фильме-балете «Чолпон — утренняя звезда», тоже «Ленфильма».

 

Федор САХИРОВ. Кадр из фильма «Пора таежного подснежника».

Другую заметную роль, красноармейца Баира, сыграл Федор Сахиров. К этому фильму Сахиров был уже довольно известным артистом — в 1955 году он снялся в одной из главных ролей в фильме «Опасные тропы», который шел на экранах всей страны. Правда, на этот раз Владимир Манкетов сыграл резко отрицательную роль — роль белого офицера. В фильме также были задействованы лучшие силы бурятского драмтеатра.

 

Илларион МАРАКТАЕВ. Кадр из фильма «Пора таежного подснежника».

Роль мальчика-пастушка, младшего брата главной героини, активно помогавшего красноармейцам, сыграл Ларик Марактаев, которому тогда было около 14 лет. В фильме есть очень забавный эпизод, когда наслушавшийся умных разговоров красноармеец (артист Буянто Аюшин) пытается доказать мальчику, что земля держится не на трех черепахах. Красноармеец и сам был не очень силен в науках, и его лекции привели лишь к тому, что мальчик укрепился в неправильном мнении.

По словам людей, знавших Иллариона Марактаева, с ним произошла история, которая часто случается с детьми, рано вкусившими славы, — он заразился «звездной болезнью». Говорят, у мальчика не сложились отношения со сверстниками и были большие проблемы с самоопределением. Учился он в школе №2. Однажды в юношеском стремлении выделиться Ларик переписал рассказ из «Пионерской правды», выдал его за свой и отнес в «Молодежь Бурятии». Понятно, что об этом поступке сразу же узнали. Мальчика распекли «по полной программе»: с педсоветами, разборами, коллективными порицаниями на собраниях. Повзрослев, Илларион Марактаев поступал во ВГИК, но артистом так и не стал. Чем он занимался впоследствии, узнать не удалось. На киносайтах имя Иллариона Марактаева упоминается лишь однажды — первой и единственной ролью в «Поре таежного подснежника».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру