В одной из газет режиссер фильма Арья Дашиев рассказывал: «Это первый художественный фильм о сегодняшней Бурятии. Давно уже стало необходимостью поведать о тех больших переменах, которые произошли в советской республике. На примере одной чабанской семьи мы хотели показать нынешний день славной Бурятии». Фильм планировалось выпустить на экраны накануне ХХV съезда КПСС. Съемки проходили на берегах Уды, Селенги, в Красном Оронгое, в Иволге и Улан-Удэ. Специально для антуража из Тульской области привезли 500-600 белых овец, а на берегу озера в Оронгое построили кошару. Огромные сеновалы на сваях снимали уже на «Мосфильме». Коллизия фильма наивна для сегодняшней молодежи: отец главной героини и чабан-передовик запрещает своей умнице-дочери пользоваться «благами цивилизации», а ее друг всячески сбивает ее с «истинного пути».
В архиве «МК» в Бурятии» сохранилось интервью с режиссером Арьей Дашиевым, который в 2003 году побывал в Бурятии.
— Арья Цыренович, расскажите о себе.
— Родился я в селе Харлун Бичурского района, а мое детство и юность прошли в Кяхте. После окончания школы работал в сберкассе, затем в районной газете, был секретарем комсомольской организации в Бичуре. В это же время стал писать рассказы и стихи. В 1959 году я поехал поступать в Московский институт международных отношений (ныне МГИМО), куда меня обещали принять как комсомольского работника из национальной республики. Но в результате поступил во ВГИК.
— Как это произошло?
— Однажды, гуляя около ВДНХ, я просто так зашел во ВГИК. Кино показалось мне более притягательной профессией, чем дипломатия. Я написал заявление в приемную комиссию на сценарный факультет и отдал свои стихи и рассказы на творческий конкурс. Поступить туда я даже не мечтал, но все же решил рискнуть, так как при неудаче успевал на вступительные экзамены в МГИМО. Конкурс был очень большим — 731 человек на 17 мест, и при этом 4 места были зарезервированы за иностранцами. Готовясь к экзаменам, я впервые прочитал сочинения Пудовкина, Эйзенштейна и других знаменитых режиссеров и сценаристов. Когда обсуждали вопрос о зачислении, ректор спросил приемную комиссию: «Вопросы есть?», а я подумал, что он обращается ко мне, и громко ответил: «Вопросов нет!». Все засмеялись. И кто-то из членов комиссии сказал: «Раз вопросов нет — принимаем!». После экзамена ректор лично поздравил меня с поступлением.
— А как случилось, что вы стали режиссером?
— Во время учебы я понял, что в кино главенствует режиссер, и с третьего курса сценарного факультета перешел на второй курс режиссерского. У меня была мечта снять фильм о моей родине, о Бурятии. Я хотел рассказать о своем народе, выразить свою любовь к родному краю. Тогда уже были сняты фильмы «Песня табунщика», «Пора таежного подснежника», «Золотой дом», так что у меня было с кого брать пример.
— Вы стали первым представителем Бурятии, который поступил во ВГИК?
— Да. Вслед за мной туда поступил Александр Итыгилов, который жил у меня на даче. Еще позже — Барас Халзанов, Радна Сахалтуев и другие наши земляки.
— Расскажите о съемках фильма «Три солнца».
— «Три солнца» — это фильм о моей родине, о людях труда, которые не ищут славы, живут простой, полной человеческой правды, жизнью, показывающий красоту нашей природы и наших людей. В фильме есть эпизод, который вставлен по просьбам наших земляков. Они очень хотели, чтобы были показаны достижения нашей республики. Композитор Чингис Павлов написал очень красивую песню «Ты сторона моя, цветущая». Я предполагал, что этот фильм не будет иметь большого успеха в стране, но я снимал его для своих земляков.
— Кстати, а почему «Три солнца»?
— По бурятской легенде, кто увидит три солнца, тот будет счастлив.
Судьба главной героини
Найти главную героиню фильма Любовь Бурдуковскую оказалось не так-то просто: многие ее знакомые даже не подозревают, что она когда-то сыграла главную роль в художественном фильме.
— Расскажите, как вы попали на съемки фильма «Три солнца».
— Я тогда училась в институте культуры, к нам приехали с «Мосфильма» и пригласили на пробы для участия в фильме. В пробах участвовало много девушек, в том числе профессиональные актрисы. Я, видимо, вытянула счастливый билет. Кроме меня в Москву на пробы поехали моя однокурсница Галя Дашиева и актриса Марта Зориктуева. Через два дня нас отправили обратно, не объявив никакого решения. Позже на главную роль утвердили меня.
— Извините за вопрос, какой вы национальности?
— Мой отец китаец, а мама русская. Метиски, наверное, более фотогеничны…
— Как сложилась ваша жизнь после фильма?
— Так случилось, что я вместе с мужем жила в разных районах республики. Работала и директором ДК, и на других работах. У меня три дочери, все взрослые...