Гангстеры и кирпич

Китайские инвестиции в производство стройматериалов в Бурятии натолкнулись на мощь садыковской группировки

Китайский бизнесмен Ван Цзяньфа сидел у медиума в улан-удэнской квартире. Стоял теплый осенний день.

Китайские инвестиции в производство стройматериалов в Бурятии натолкнулись на мощь садыковской группировки

Стоял теплый осенний день. Предприниматель на днях запустил новое долгожданное производство кирпича на новом заводе в Заиграевском районе и душа его ликовала. Но что-то заставило его прийти к известной улан-удэнской прорицательнице.

Она разложила карты, и лицо ее помрачнело.

— Дорогой Ван, у тебя очень все плохо, просто ужасная черная полоса, все она перекрывает, — негромко сказала ясновидящая.

— Да не может быть, у меня завод заработал…

— Нет у тебя больше завода, отобрали у тебя его и нехорошие люди хотят тебя разорить…

Бизнесмена такое предсказание удивило. Но тут зазвенел телефон. В трубке раздался взволнованный гортанный голос помощника — на завод приехали вооруженные люди, всех рабочих закрыли в одной из комнат, положили на пол, отобрали телефоны, неизвестные захватили предприятие.

Предприниматель на днях запустил новое долгожданное производство кирпича на новом заводе в Заиграевском районе и душа его ликовала. Но что-то заставило его прийти к известной улан-удэнской прорицательнице.

Она разложила карты, и лицо ее помрачнело.

— Дорогой Ван, у тебя очень все плохо, просто ужасная черная полоса, все она перекрывает, — негромко сказала ясновидящая.

— Да не может быть, у меня завод заработал…

— Нет у тебя больше завода, отобрали у тебя его и нехорошие люди хотят тебя разорить…

Бизнесмена такое предсказание удивило. Но тут зазвенел телефон. В трубке раздался взволнованный гортанный голос помощника — на завод приехали вооруженные люди, всех рабочих закрыли в одной из комнат, положили на пол, отобрали телефоны, неизвестные захватили предприятие.

14 октября 2011 года завод, построенный Ваном Цзяньфа, был взят штурмом вооруженными молодчиками из «садыковской» организованной группировки по заказу его бывшего делового партнера, китайского лекаря Бай Шугуана. Рабочие были взяты фактически в заложники, нападавшие разгромили офисное здание, украли сейф со всей технической и бухгалтерской документацией и 1,2 млн. рублей, а затем на предприятие зашел ЧОП.

Силовой захват вступил в решающую фазу.

Иркутский предприниматель, гражданин КНР Ван Цзяньфа с 1992 года занимался в Приангарье экспортом леса, затем организовал сельхозпроизводство в Иволгинском районе Бурятии, но у него была мечта — построить что-то значительное и основательное. Несколько лет назад он познакомился с массажистом из Внутренней Монголии (КНР) Бай Шугуаном. Он имел неоднозначную репутацию. Почти не говоря по-русски, он каким-то образом приобрел в России медицинский диплом и начал практиковать. В 2002 г. в Иркутске в СМИ разразился скандал — лекарь потчевал пациентов несертифицированными сильнодействующими снадобьями. После разразившегося скандала Бай Шугуан исчез из Иркутской области. По одним данным, он уехал в Якутию, по другим — в Китай. Ведь ему реально грозил риск депортации, и тогда прощай, денежная Россия. Затем он появился у нас снова, и каким-то образом познакомился с Ваном Цзяньфа. В 2009 году он предложил ему совместную деятельность по строительству в Заиграевском районе кирпичного завода и свел с улан-удэнцем Бадмой Будаевым. Вопрос с арендой земли в Заиграевском районе, где находилась пригодная для производства кирпича глина, был решен достаточно быстро.

«Космические» кирпичи

Ван Цзяньфа приступил к строительству — он съездил в Пекин, где глину исследовали и специально для такой глины разработали технологическую линию для производства кирпича. Специалисты знают, что в России в основном производится кирпич марки М100, а лучший красноярский завод, откуда мы закупаем кирпич, — М125. Заиграевский завод позволял выпускать кирпич марки М175! И специально под образцы глины в Китае была разработана, создана и смонтирована в России современная автоматизированная производственная линия и печь, позволяющая выпускать 20 миллионов кирпичей за сезон. Это позволяло не только на 100% покрыть дефицит кирпича в Бурятии, но и поставлять его в другие регионы. Ведь аналогов ему не было. Кстати, когда в России прошла сертификация выпущенного кирпича, то испытатели не могли поверить, глядя, как кирпич ведет себя при стендовых испытаниях. Они сами приехали на завод, чтобы убедиться, что кирпич взят отсюда, а не сделан в штучном исполнении с «космическими характеристиками». Еще раз отметим, что все технологии и оборудование закупались исключительно на деньги Вана. Массажист Бай Шугуан, во-первых, был далек от производства, во-вторых, у него не было ни денег, ни желания вкладывать деньги в проект. Фактически он свел Вана с Будаевым, который решил вопросы по земле. К тому же массажист заранее застолбил себе фантастическую долю в прибыльном проекте — 50%.

Дело в том, что Ван пошел на то, чтобы использовать структуру лекаря — ООО «Шугуан» в качестве совместного предприятия, где в обмен на земельный участок под будущим заводом он получил половину проекта. А все инвестиции предполагалось получить от Вана и его родственников.

К моменту окончания строительства кирпичного завода у каждого из участников общества должно было быть по 50% доли, или по 5 тысяч рублей номинального уставного капитала. Согласно учредительному договору и договору купли-продажи от 27.04.2009 г., доли были разделены на половины.

Деньгами — по уставу

Однако спустя месяц устав в одностороннем порядке был переделан и оказалось, что лекарь владеет уже 99,92%, а Ван Цзяньфа — 0,08% доли в ООО! Иначе говоря, доля Вана в обществе по-прежнему составляла 5000 руб., а доля Бай Шугуана — 6 559 800 руб. Дело в том, что Ван перечислил 200 тысяч долларов США из КНР в ООО «Шугуан», а его партнер внес деньги в уставный капитал общества, подпись Вана была подделана, тем самым на его же деньги размыли его уставную долю.

Когда все это случайно вылезло, Ван потребовал объяснений. И здесь Бай Шугуан заволновался. Он буквально упал на колени перед Ваном и стал умолять его простить, мол, бес попутал. Дело в том, что завод не был построен и Бай Шугуан понимал, что это крах. Построить завод в состоянии был только Ван. После того как соотечественник попросил прощения, Ван, словно наивный Ваня, почти поверил Бай Шугуану, видимо, руководствуясь известной в РФ поговоркой, что все русские люди должны доверять друг другу.

Откат в 10%

Однако его юристы были иного мнения и настояли на принятии участниками общества ряда условий. У обоих снова было по 50%, однако лекарь попросил дать 10% Будаеву «за оформление земельного участка и оказание иных услуг». И, понимая, что Будаев может легко переметнуться на сторону Бай Шугуана (так в результате и произошло), юристами были по-новому оформлены уставные документы. Бай Шугуан становился генеральным директором общества, а кирзавод выделялся в отдельный филиал с директором Ваном, снять которого можно было лишь 100%-ным числом голосов в ООО «Шугуан» на общем собрании участников общества при доказанности противоправных действий последнего. Доли же были нотариально заверены нотариусом осенью 2010 года.

Причем и здесь появились подводные камни. Нотариус спросила через переводчика Бай Шугуана — есть ли у него жена? Он ответил отрицательно, хотя она у него имелась. Но об этом позднее.

Воодушевленный Ван снова бросается в дело и достраивает завод, который обошелся ему в 150 миллионов рублей! Было смонтировано оборудование, построено общежитие, отсыпана дорога, построена линия электропередач и многое другое.

А затем произошло невероятное. У Бай Шугуана была возможность, ничего особо не делая, оставаться полноправным собственником крупнейшего кирпичного завода в Бурятии. Но он снова пошел против своего партнера, вынудив Будаева расторгнуть договор дарения 10% доли в обществе. Вначале он отправил на завод ЧОП, с тем, чтобы взять его под свой контроль. Но охрана не пустила пришельцев. Тогда в дело вступили другие силы. 14 октября на завод приехали несколько микроавтобусов, из которых выскочила толпа молодчиков 20-25 лет, вооруженных ружьями, пневматическими пистолетами и бейсбольными битами. Они разоружили охрану, положили всех работников завода на пол, отобрали у них сотовые телефоны и устроили разгром в административном корпусе, похитив сейф с документами и деньгами. Позже был подожжен административный корпус. Произошедшее напоминало самый настоящий бандитский беспредел эпохи 90-х годов. Это неудивительно, поскольку в заявлении в правоохранительные органы Ван прямо написал, что его партнер обратился к услугам криминала. Мы выяснили, что силовой захват был произведен бригадой известного в Бурятии «авторитета» Ильшата Садыкова (Садык).

«В настоящее время я опасаюсь за свою жизнь и жизнь членов своей семьи», — пишет в своем заявлении предприниматель. Ему есть чего опасаться. Спустя две недели после рейда на завод люди Садыка в течение шести часов продержали работника Лина, который привез продукты рабочим, проживающим в общежитии. У него были отобраны документы на машину и ключи и было велено передать, что на заводе ждут Вана. Лишь после заявления в милицию Вану удалось освободить рабочего.

Как знать, чем бы завершилась эта история, если бы садыковцы в конце прошлого года не переключили свое внимание с завода на с. Жемчуг Тункинского района. Как уже сообщалось в СМИ, в новогоднюю ночь садыковцы совершили рейд на проживающих в селе нелегальных добытчиков нефрита, которых они попытались обложить данью. Сельчане в ответ применили оружие и в результате стрельбы один молодой человек из числа участников поездки погиб. На какое-то время садыковцы легли на дно. И хотя правоохранительным органам проще представить это побоище как мелкий бытовой конфликт, на самом деле там было все очень серьезно.

Миллионы на земле

Впрочем, возвращаясь к захвату кирпичного завода, можно сказать, что рейд на предприятие Вана принес садыковцам не только моральное удовлетворение. Дело в том, что китайский бизнесмен успел выпустить на заводе около 2,5 млн. штук кирпича, по рыночным ценам — около 25-30 миллионов рублей! Так вот, этот кирпич с территории завода исчез.

Пока же Бай Шугуан продолжает попытки юридически получить полный контроль над построенным его партнером заводом. Так, жена Бай Шугуана — Ли На подала в арбитражный суд РБ иск о признании сделки дарения доли в обществе от 13.10.2009 г. недействительной. Мол, она была совершена без ее согласия и вообще — она два года живет в КНР и случайно узнала о сделке.

Однако запрос в миграционную службу, сделанный правоохранительными органами, показал, что Ли На как минимум два раза в год посещала Россию и знала о сделке. Сам Ван говорит, что именно Ли На уговорила его не обращаться в правоохранительные органы с заявлением о мошенничестве по факту подделки подписи под уставными документами, где доля Вана составила 0,08%, и пойти на нотариальную сделку дарения доли в ООО от Бай Шугуана в пользу Вана Цзяньфа.
Впоследствии Ли На инициировала исковое заявление о признании данной сделки ничтожной.

Таким образом, супруги Ли На и Бай Шугуан хотят получить 99,8% доли на построенном исключительно на деньги Вана предприятии. Юристы Вана считают, что налицо явные признаки мошенничества и уже обратились в правоохранительные органы с заявлением. Однако со стороны полиции не замечено никаких адекватных действий.

Уголовное дело в райотделе возбуждено только по краже сейфа с 1,2 млн. рублей, хотя это сущая мелочь на фоне рейдерского захвата предприятия. Почему полиция не предпринимает ничего для защиты прав инвестора? Должны ли они отреагировать и когда это вообще произойдет?

Сила сильнее правды?

Эта история весьма показательна. Захвачено и не работает одно из немногих действующих предприятий Заиграевского района, которое может давать миллионы рублей налоговых поступлений в бюджет и качественный кирпич на стройки республики. Если завод не запустить до лета, современное оборудование в силу его особенностей может прийти в негодность. Если же смотреть более широко, то Бурятия потеряет часть своей конкурентоспособности. Ведь вместо современного завода, способного с низкой себестоимостью выпускать качественный кирпич, мы будем продолжать закупать кирпич аж из Красноярска.

Кроме того, эта история, вернее, отсутствие реакции правоохранительных органов на происходящее, характеризует уровень инвестиционной привлекательности и защиты прав инвесторов в Республике Бурятия. Ведь если в Бурятии творится беспредел в духе бандитских традиций 90-х, то о каком привлечении инвестиций в нашу экономику можно вообще говорить?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру