Борьба с кариесом

«Амта» физически переедет в Иркутскую область вместе с брендом, конфетами и налогами?

Стоматологи предупреждают: есть много сладкого небезопасно, вырастает риск кариеса зубов. Однако помимо дентологических проблем кондитерская фабрика «Амта» делала и немало хорошего.

«Амта» физически переедет в Иркутскую область вместе с брендом, конфетами  и налогами?

Создавала рабочие места и обеспечивала налогами небогатый бюджет нашей «озерной и степной». К сожалению, сегодня все это может оказаться по ту сторону Байкала. После покупки ангарским хлебопекарным холдингом ОАО «Каравай» контрольного пакета акций «Амты», последнее предприятие, скорее всего, перебазируется в соседний регион с его более низкими производственными издержками.

Неслучайно, что новый собственник бурятского предприятия недавно сообщил в СМИ, что «Каравай» намерен сохранить бренд фабрики и технологии. Однако ни слова не обмолвился относительно сохранения рабочих мест в Бурятии. Таких гарантий «Каравай» пока не дает.

— С большой долей вероятности оборудование фабрики, технологии и рецептура будут перебазированы на новую площадку в Иркутской области, где есть ряд ключевых преимуществ для нового собственника, — сообщил экономист Юрий Кравцов. — Это, прежде всего, значительно более низкая цена электроэнергии и пара, которые используются для кондитерского производства.

Фактически, по словам эксперта, с «Амтой» может произойти такая же история, как с Улан-Удэнской тонкосуконной мануфактурой. Когда в середине 2000-х годов фабрика была передана фирме из Дагестана, производство было свернуто, а ткацкие станки и прочее оборудование вывезли в другой регион. На месте производственных корпусов разместились склады, общепит, ночные клубы и сауны.

Как отметил Юрий Кравцов, все преимущества, которые на сегодня есть у фабрики, — это раскрученная торговая марка и новое оборудование, которое позволяет выпускать широкий ассортимент кондитерских изделий. Причем конфеты «Амты» можно производить там, где дешевле и продавать в той же Бурятии под старой маркой, благо, что каналы сбыта, состоящие из фирменной торговой сети «Амты» в Улан-Удэ, судя по всему, были также проданы по сход-ной цене новому собственнику. Возможно, в Иркутск переедет и часть технологов, работавших на фабрике.

Как же мы дожили до такой ситуации, когда в Бурятии отдали все, что можно?

Ситуация с продажей «Амты» мне напомнила перефразированную детскую считалочку. «Каравай, каравай, кого любишь, выбирай. Я люблю, конечно, всех, но вот деньги больше всех!». Сергей Пронин, бессменный и уже немолодой директор «Амты», поняв, что ему не справиться в одиночку с проблемами, которые возникали на рынке кондитерских изделий, в прошлом году окончательно решил продать бизнес. При посредничестве правительства Бурятии он с осени прошлого года вел переговоры о продаже фабрики с многочисленными потенциальными покупателями. В частности, назывались торговые сети «Абсолют», «Титан» и иркутская компания «Янта». Однако бурятские сети не устроила цена продажи — порядка одного миллиона долларов при достаточно высокой долговой нагрузке, а у иркутского холдинга был несколько другой профиль. Плюс к этому на предприятии возникли долги по зарплате, и возмущенный коллектив стал писать жалобы во все инстанции. Поговаривают, что даже возникла ситуация, когда коллектив отказывался работать до тех пор, пока не получит зарплату. В итоге руководство фабрики подало в суд с иском о начале процедуры банкротства (чтобы спастись от кредиторов) и начало выступать в СМИ с просьбами дать им 60 миллионов рублей.

По моему мнению, все это смахивало на шантаж, однако Сергей Пронин почему-то считал, что власти обязаны сохранить его бизнес. Между тем в самом правительстве смотрели на ситуацию более трезво. Если в 2010 году численность рабочих на фабрике составляла почти 500 человек, то к 2013 году Сергей Пронин сократил персонал до 187, а сегодня там работает вообще около 100 человек. Фактически фабрика «скукожилась» до размеров малого бизнеса.

Правительство Бурятии давать деньги просто так не захотело, и Пронин стал подыскивать покупателя на свой актив. Им оказался ангарский «Каравай», известный в Бурятии своей торговой маркой «Бельгийские пекарни». Причем, как выяснилось, производство может быть передислоцировано в соседний регион не только из-за более низких производственных издержек, а потому, что правительство Иркутской области может оказать существенную финансовую помощь в развертывании нового предприятия у себя дома. Правительство же Бурятии в этом вопросе связано по рукам и ногам, поскольку проблематично оказывать бюджетную поддержку компании из другого региона. Для этого необходимо, чтобы предприятие находилось в Бурятии. Впрочем, в ближайшее время вряд ли что кардинально изменится, фабрика по-прежнему будет работать в Улан-Удэ. Но вот что интересно: в фирменной торговой сети «Амты» сегодня продается продукция «Каравая». К тому же многое будет зависеть от встречи (после завершения всех юридических процедур) новых хозяев фабрики с руководством экономического блока правительства Бурятии, которое состоится ориентировочно в начале мая. Возможно, именно здесь будет принято решение — уедет ли «Амта» в Иркутскую область или останется в республике?

Дмитрий РОДИОНОВ.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Борьба с кариесом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру