Физики и лирики-2

Как изменить ситуацию с физико-математическим образованием в Бурятии

Прозвеневший в школах последний звонок напомнил о приближающихся ЕГЭ, вступительной кампании в вузы и заявленной не так давно проблеме физико-математического образования в республике.

Как изменить ситуацию с физико-математическим образованием в Бурятии

Еще в марте после нашей статьи «Физики и лирики» глава Бурятии Вячеслав Наговицын поручил специалистам минобразования и науки разобраться, почему в условиях демографического подъема в школах уже сегодня некому преподавать эти предметы, почему республика перестала готовить таких учителей, равно как и выставлять достойных ребят на всероссийские олимп-иады. Зачем Бурятии — математика, мы спросили у доктора физико-математических наук, проректора по научно-исследовательской работе БГУ, руководителя физматшколы при школе №19 Валерия Архинчеева.

— Валерий Ефимович, пять лет назад вы по своей инициативе открыли в обычной улан-удэнской школе классы углубленного изучения физики и математики, сотрудничаете с новосибирской физматшколой, имеете возможность оценивать абитуриентов как преподаватель вуза. В чем видите проблему? 

— Когда мы обсуждали закон «Об образовании в РБ», я изучил статистику по этому вопросу и обнаружил, что численность школьных учителей в целом, в том числе и математики, за последние двадцать лет сократилась в Бурятии в два раза. Резкий спад произошел в 90-е годы, когда и детей стало меньше, и многие учителя ушли на пенсию, либо поменяли профессию. За эти же годы число школ уменьшилось с 600 до 500, а новых школ за это время мы построили единицы. Сегодня мы наблюдаем обратное явление — изменилась демографическая ситуация, появились новые поколения детей, а наша система образования оказалась неготовой к этому.

Речь уже не о детских садах, скоро не будет хватать школ, а главное — учителей. Средний возраст учителя математики —  47 лет. При этом наше уважаемое минэкономики второй год подряд отправляет в Москву данные, что учителя математики и физики в Бурятии не нужны, бюджетные места на эти направления не требуются.

— Сами учителя объясняют этот парадокс тем, что данные в министерство поступают от администрации школ, а администрация, особенно в сельской местности, где каждое рабочее место на вес золота, не заинтересована в приходе молодых и успешных. Сегодняшняя жизнь такова, что когда почти весь педколлектив пенсионного возраста, каждый думает не о качестве обу-чения, а о том, как сохранить свое рабочее место. Хотя ситуация меняется. Стало известно, что в этом году школам выделяют квоты на подготовку будущих учителей математики, это так? 

— Речь идет опять же о личной инициативе директора института математики и информатики БГУ Ларисы Антоновой, желании улучшить качество подготовки школьных учителей путем целевого набора абитуриентов. В этом году БГУ предлагает школам 15 бюджетных мест, 4 из которых будут отданы городу Улан-Удэ. Задача этих школ — найти талантливых выпускников, желающих получить бесплатное образование, а затем пойти работать учителями математики в направившую их школу. Это повторение уже известного советского опыта, но на новом качественном уровне, когда обе стороны участвуют в этом на добровольной основе.

С другой стороны, если мы на самом деле хотим получить инновационное развитие экономики, нам нужны кадры, готовить которые необходимо со школы. Проблема заключалась в том, что до недавнего времени хорошо подготовленные в области физики и математики абитуриенты покидали Бурятию. Мы начали думать, как выбраться из заколдованного круга — чем лучше готовим детей, тем больше уезжают. Вышли с инициативой к ректору С.В.Калмыкову, и в результате поддержки ректором нашей инициативы сейчас университет предлагает одаренным детям особое, персональное обучение. В институте математики и информатики БГУ создана интегрированная группа по углубленному изучению математики, физики и информатики. В прошлом году состоялся первый набор, куда поступили дети с ЕГЭ (за три предмета) от 210 до 271 балла. То есть в среднем по каждому предмету эти дети набрали до 90 баллов, что является, вы понимаете, очень высоким результатом. Мы встречались с родителями каждого ребенка, предложили их детям обучение по индивидуальным траекториям с возможностью получить международный диплом. Думаю, результаты должны быть хорошими. 

— Все-таки в чем вы видите основную причину падения качества физматобразования в Бурятии? 

— В отсутствии системного подхода к решению проблем физико-математического образования: подготовке кадров, созданию материально-технической базы для обучения на современном уровне и в отсутствии внимания, выражающееся в том, что это направление просто не финансируется должным образом. К примеру, в Новосибирской области в 2010 году тогдашний губернатор Виктор Толоконский распорядился создать сеть физматклассов в Новосибирской области и увеличить финансирование физматклассов в 3 с лишним раза. То есть вместо положенных по стандарту 20 тысяч на ученика в год, в этих классах бюджетное финансирование составляет 75 тысяч. Это при том, что в Новосибирске есть и знаменитая специализированная физматшкола. В Республике Татарстан на сегодня создано целых 16 физико-математических школ, а министр образования является по статусу зампредседателя правительства республики.

Также хотел обратить внимание, что сегодня Бурятский госуниверситет готов взять на себя ответственность по созданию специализированной физматшколы при университете при соответствующей поддержке минобразования и правительства.

К сожалению, в наших обычных школах высококвалифицированному учителю, который может подготовить 100-балльника, за час платят 40-50 рублей. За такие деньги никто работать не будет. К примеру, наша физматшкола при школе №19 существует только благодаря финансовой поддержке братьев Бадановых. Кроме того, нам два раза удалось получить грант некоммерческого фонда Дмитрия Зимина «Династия».

Чудес не бывает. Каждый год мы набираем детей в свою физматшколу, предлагаем решить простейшие задачи по физике, и никто решить их не может. Если в советское время в старших классах было 5-6 часов физики в неделю, то сегодня 2, но за 2 часа изучить этот сложный и интересный предмет невозможно. Каждый год мы ставим вопрос дополнительного финансирования перед нашим минобразованием — и каждый раз получаем отказ. Единственное, что в прошлом году во время летнего отдыха на летнюю физматшколу выделили 40 путевок. Половину детей мы пригласили из районов, половину — из города. 70 процентов стоимости путевки оплатило министерство, 30 процентов — родители. Для некоторых детей эти занятия послужили толчком для дальнейшего развития, они поняли, что физика и математика — это интересно.

С целью профориентации мы также в этом году открываем в БГУ летний университет на Байкале, куда приглашаем учащихся 8-10 классов подтянуть свои знания практически по всем предметам. Учеников 7-10 классов мы приглашаем в летнюю школу программиста и системного администратора при БГУ, которая будет проходить в Улан-Удэ. Понятно, что с наиболее отличившимися ребятами мы постараемся работать и дальше.

— Скажите, а где будут работать ваши выпускники, когда каждый год то одно, то другое наше предприятие объявляет себя банкротом, а про инновационную экономику и говорить нечего.

— Маленькая иллюстрация к сказанному. Как член Общественной палаты я сейчас занимаюсь организацией «круглого стола» по вопросам инновационного развития РБ, и мы решили пригласить руководителей фирм, чтобы они пришли и рассказали о своих трудностях. Все 27 инновационных предприятий отказались что-либо говорить на эту тему, потому что им, видимо, не о чем рассказывать, по большому счету нет у нас никаких инноваций. Буду очень рад, если ошибаюсь.

В этой связи мы не должны надеяться, что кто-то приготовит нам место работы. Мы должны сами создавать рынок услуг, обеспечить себя работой. На самом деле заниматься высокотехнологичными производствами, особенно в области информационных технологий, можно везде. Для этого нужны только идеи и кадры. Этому и стараемся научить наших выпускников — самостоятельности, умению и желанию использовать свои знания в повседневной жизни. В конце концов, и наша с вами жизнь зависит от того, как и чему мы научим следующее поколение.

Сумел же программист Бадма Будаев создать перспективную компанию и продать ее «Яндексу» за миллион долларов. В недавнем его интервью на «АТВ-Байкал» он сказал, что готов работать в Сибири и в Бурятии, потому что у нас пока отсутствует рынок интернет-торговли... Другой пример минувших дней — «Азиатская биржа», которую организовал Андрей Фирсов и которая стала второй по обороту в России, чем мы хуже? 

— Спасибо за беседу!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру