Более трех месяцев газета «Селенга» Селенгинского района Бурятии отказывается публиковать любые статьи о деятельности местного отделения внутренних дел. Исключение сделано лишь дважды — когда «Селенга» напечатала критический материал о плачевном состоянии дорог в Гусиноозерске, взвалив ответственность на нерасторопных полицейских. И когда разместила «ответку» (опровержение начальника местной полиции) и собственный к нему комментарий.
Коса нашла на камень в последний день зимы, когда редакцию газеты «Селенга» внезапно посетил новый начальник Селенгинского ОВД майор Дмитрий Ланцов, присланный в Гусиноозерск из Баргузина. Поскольку визит оказался неожиданным, новому начальнику полиции встретиться с редактором издания Василием Черных и обговорить с ним детали сотрудничества не удалось. По версии Василия Черных, это очень обидело майора полиции, и было воспринято им как «неуважение и оскорбление». Во всяком случае, иного объяснения всем дальнейшим событиям у опытного редактора, который в тот злополучный день и час записывал беседу на местном радио, нет и быть не может.
Василий Черных рассказывает, что последствия того визита не заставили себя долго ждать. Уже 4 марта на посту ГИБДД при въезде в Гусиноозерск редакционный автомобиль был остановлен и задержан на 1 час. Ровно столько ушло времени, чтобы найти нарушение (у водителя не оказалось штампа врачебной организации о предрейсовом медицинском осмотре) и оформить протокол административного наказания.
Это могло бы сойти за случайность — с кем не бывает! Однако то, что произошло потом, может свидетельствовать о спланированной акции. По словам Василия Черных, в тот же день другая машина ГИБДД «караулила редакционный автомобиль неподалеку от офиса «Селенги», и через некоторое время после того, как автомобиль отъехал по служебным делам, его вновь тормознули и, надо же, обнаружили повод еще для одного административного производства. С тех пор служебная машина редакции газеты «Селенга» стала едва ли не самым приметным в Гусиноозерске автомобилем.
К примеру, месяц спустя многие видели, как экипаж ДПС средь бела дня в центре Гусиноозерска с включенной сиреной и мигалкой мчался за редакционным автомобилем только потому, что водитель не пристегнул себя ремнем безопасности. По этому поводу «Селенга» иронично написала: «Обошлось, слава богу, без стрельбы!». И пояснила, что машина развозила газеты, и от «одного киоска к другому водителю редакции надо было проехать всего несколько метров».
Ну а между этими двумя эпохальными событиями с задержаниями и преследованиями было еще одно — невинное посещение участковым «Селенги» будто бы для «обследования помещения редакции», результатом которого стал крупный штраф. Согласитесь, настораживает! Настораживает, хотя бы потому, что до прихода в район Дмитрия Ланцова «Селенга» сотрудничала с районным отделением внутренних дел плодотворно, и, несмотря на то, что газета давно является частным СМИ, бесплатно предоставляла площади под полицейские публикации на десятки и сотни тысяч рублей. Причем настолько эффективно, что сотрудничество это было отмечено приказом бывшего уже министра внутренних дел Бурятии Александра Зайченко по итогам 2013 года «за конструктивное сотрудничество с ОВД в информировании населения и содействии в профилактике правонарушений» и наградило редакцию специальным призом — диктофоном. Вот только диктофон этот полицейские отдавать не хотят. Неужели присвоили чужую вещь?
Ситуация эксклюзивная не только в границах Бурятии, но и в целом по России. Районный отдел внутренних дел оказался в информационной блокаде, а жители лишены нужной информации. «Я на собственной шкуре убедился в том, что такое мент в худшем понимании этого слова, — говорит «МК» Василий Черных. — Думаю, что новый министр МВД заинтересуется поведением своего подчиненного».