«Противовоздушная оборона»

Как в улан-удэнском аэропорту специалисты-орнитологи защищают летящие самолеты от птиц

11 июня 2014 в 07:26, просмотров: 1526

В конце мая Улан-Удэ был взбудоражен сообщением, что лайнер авиакомпании «Аэ-рофлот», осуществляющий полет по маршруту Москва-Улан-Удэ, совершил столкновение со стаей птиц, в результате чего вылет московского рейса был задержан почти на целый день.

«Противовоздушная оборона»
фото: russianstock.ru
Пилоты самолетов, взлетающих в улан-удэнском аэропорту, должны быть уверены, что на их пути не попадутся пернатые.

Вскоре выяснилось, что птицы здесь ни при чем, а дело в неисправности системы электроснабжения от вспомогательной силовой установки лайнера.

Орнитологическая тема с наступлением лета становится все более актуальной для аэропорта, ведь после таяния снега открылись расположенные неподалеку свалки бытового мусора, традиционно привлекающие пернатых. Корреспондент «МК», побывав в аэропорту, ознакомился с тем, как ведется каждодневная «противовоздушная» оборона аэродромной службы от многочисленных пернатых на взлетно-посадочной полосе.

Столкновения со стаями птиц могут произойти во время взлета, начального набора высоты и выполнения предпосадочного маневрирования самолетом. Работающий турбореактивный двигатель по сути дела представляет собой огромный пылесос, который в секунду пропускает через себя до нескольких тонн воздуха, и если на пути попадается птица, то ее может затянуть в двигатели и повредить их. Чтобы обезопасить воздушное судно от столкновения с птицами, в аэропорту ежедневно работает орнитологическая служба, которая использует самые разнообразные методы защиты.

После прохождения тщательной проверки мы вместе с Максимом Кирюшиным, старшим инженером по эксплуатации аэродрома международного аэропорта «Байкал», на аэродромной машине добираемся до взлетно-посадочной полосы (ВПП). Напротив белых квадратов ВПП — в районе приземления лайнеров — по бокам недавно были установлены два крупных блестящих шара. Это музыкальные дискотечные шары, однако на птиц в яркий солнечный день они действуют так же, как на героев фильма ужасов Стивена Кинга «Лангольеры», отпугивая своими бликами. В пасмурный день или сумерках эффективность шаров повышают с помощью мощного лазерного указателя, который направляют на них.

— Дальность действия этого лазерного указателя 30 километров, а прожигающая способность 7 метров, — Максим Кирюшин держит в руках продолговатый черный предмет и включает его, направляя на шар.

Шар начинает испускать вокруг себя свечение. В темное время суток подобная «цветомузыка» нервирует птиц и заставляет их держаться подальше от взлетно-посадочной полосы. Максим Кирюшин рассказал, что вороны, которые осенью и зимой стаями летят через весь город на сотниковскую мусорную свалку, на сам аэродром залетают крайне редко. Однако их маршрут при этом может пересечь воздушный коридор для заходящих на посадку воздушных судов. У ворон, как у умных и боязливых птиц, имеющих зачатки интеллекта, очень развито чувство опасности и они старательно облетают ВПП. То же самое и с воробьями — эти птицы давно живут с человеком и улетают от малейших для них проблем. Наибольшую опасность для аэропорта «Байкал» представляют многочисленные чайки, гнездующиеся на близлежащих водоемах и горах вокруг Сотникова и пользующиеся бесплатной кормушкой на мусорной свалке. Если во время ветра на водоемах создается рябь, то чайки ищут спокойной обстановки и летят к аэропорту. Птиц также привлекает более теплая, чем земля, взлетно-посадочная полоса и на нее, чтобы погреться, выползают насекомые. При этом у чаек практически отсутствует страх перед технологическими объектами — они могут сидеть на ВПП и даже не заметить приземляющегося на нее авиалайнера. Также аэропорту угрожают утки и ястребы. Кстати, больше всего работы для специалистов орнитологической службы аэропорта возникает весной, когда в Бурятию прилетают птицы, и осенью — когда они улетают в теплые края.

Музыкальные шары в солнечную погоду отражают блики, которые нервируют чаек и ворон.

— Наша основная задача это не гоняться за отдельными птицами, поскольку попадание одиночной птицы в самолет не столь опасно. Прежде всего мы не допускаем появления птичьих стай, которые могут разрушить двигатели лайнера, — говорит наш собеседник. — Поэтому перед каждым взлетом и посадкой самолета аэродромная машина объезжает ВПП, смотрит за ее состоянием, чтобы на ней не было посторонних предметов, птиц, животных, и в случае обнаружения вызывают нас. Для того, чтобы отпугнуть птиц, мы используем не только лазерный указатель, но и акустические методы — звуковую сирену, которая расположена на этой машине. В крайнем случае диспетчер аэропорта совместно с нами может на какое-то время даже закрыть аэропорт в связи с орнитологической опасностью. А с целью профилактики периодически косим и выжигаем траву вокруг ВПП, выдергиваем кустарники, чтобы уничтожить гнездовую и кормовую базу пернатых.

Крылатая опасность

По словам генерального директора аэропорта «Байкал» Алексея Киселева, «...в российском воздушном законодательстве на основании международных нормативных актов под безопасностью полетов воздушных судов подразумевается состояние авиационной транспортной системы, где риск причинения вреда или нанесения ущерба имуществу снижен до минимального уровня, что достигается путем непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска. То есть полет — это риск, но его уровень опасности практически близок к нулю, потому что на его поддержание тратятся огромные усилия государства, авиакомпаний аэропортов и других участников — на это направлена вся работа гражданской авиации России и в Бурятии тоже».

— С чем связана активизация борьбы с пернатыми в последнее время?

— Риски столкновений растут, поскольку вокруг аэропорта увеличивается частный сектор и, соответственно, появляются несанкционированные свалки. Для примера, при столкновении воздушного судна с птицей обшивка, конечно, выдерживает за счет особой конструкции, но вмятины и повреждения на самолете возможны. Опаснее всего попадание крупных птиц в реактивные двигатели, что может привести к их повреждению и даже выключению. Но все эти факторы учитываются разработчиками.

Кстати, при сертификационных испытаниях авиационных двигателей перед их запуском в серийное производство в обязательном порядке проводятся испытания с птицами: в газовоздушный тракт двигателя забрасываются тушки бройлерных куриц. Потеря тяги при этом не должна превысить 30%.

— Почему-то вспоминается авиационный инцидент в Нью-Йорке в 2009 году, когда попадание птиц привело к приводнению лайнера в залив Гудзон.

— Там произошло одномоментное попадание стаи крупных птиц — гусей или чаек. За все время наблюдений в гражданской авиации было только одно подобное событие. В то же время это повод для того, чтобы нам не успокаиваться. Для аэропорта «Байкал» главной орнитологической угрозой являются несанкционированные свалки в округе. Они привлекают птиц и создают опасность самолетам на пути их подлета к ВПП. Особенно много проблем создал мусорный полигон, находящийся в Сотникове. Еще недавно он был локальным и обслуживал только один сельский район, но после того, как хозяева свалки установили демпинговые цены на прием отходов, возникли проблемы. Свалка быстро переполнилась бытовым мусором и со всего города туда полетели птицы. Особенно активно летают к этой свалке вороны и чайки. Полигон находится в пяти километрах от ВПП, тогда как безопасное расстояние должно быть в три раза больше. И я еще раз подчеркну, что руководство аэропорта не давало своего согласия на размещение этого полигона, то есть фактически он работает нелегально.

Этот лазерный указатель в темное время суток позволяет отпугивать птиц на расстоянии нескольких километров от ВПП.

Обострению орнитологической ситуации послужила жилая застройка, которая все ближе подступает к ВПП аэропорта, причем здесь же создаются хаотичные, несанкционированные свалки бытового мусора, привлекающие птиц.

Тем не менее, по словам Алексея Киселева, главы близлежащих поселений понимают всю сложность ситуации и, например, в Иволгинском районе значительная часть бюджета расходуется на ликвидацию несанкционированных свалок. Есть понимание проблемы во всех прилегающих к аэропорту сельских поселениях Гурульба, Тулунжа, Иволга, где активно убирают мусор.

— Будем надеяться, что все эти меры позволят полностью исключить риски столкновений самолетов с птицами, — подчеркнул директор аэропорта.



Партнеры