Сокращение через укрупнение?

Депутаты рассмотрели плюсы и минусы объединения муниципальных поселений в Бурятии

В Прибайкальском районе Бурятии прошел Совет представительных органов местного самоуправления при Народном Хурале РБ.

Депутаты рассмотрели плюсы и минусы объединения муниципальных поселений в Бурятии

Участники мероприятия проанализировали опыт укрупнения сельских поселений, которые по замыслу инициаторов реформы должны сократить численность чиновничьего аппарата и привести к экономии бюджетных средств. Однако выяснилось — в ходе реформы есть немало подводных камней.

Как сообщил заместитель председателя комитета территориального развития администрации главы РБ Леонид Мотошкин, главная цель укрупнения поселений — увеличить число муниципалитетов, имеющих более существенную налоговую базу, что позволит им больше тратить на вопросы местного значения. Так, еще несколько лет назад в республике насчитывалось 296 сельских поселений, сегодня их 290. По словам Мотошкина, основным мотивом объединения стали низкие доходы поселений (до 5-10%), остальные же расходы фактически дотирует республика. Поэтому объединение также позволяет сконцентрировать усилия, сократив административный аппарат и получив экономию для бюджета. А чтобы объединение шло более динамично, со стороны правительства обещан и «пряник» — субсидии из регионального бюджета из расчета 1,5 тысячи рублей в год на одного жителя поселений. Правда, эти меры поддержки будут временными — в течение пяти лет. В результате реформируемые поселения смогут вкладывать деньги в развитие собственной инфраструктуры. Впрочем, не все согласились с подобным механизмом реформирования и, главное, с их будущими перспективами.

Например, в ходе объединения поселений должен соблюдаться принцип доступности. Иначе говоря, в течение одного светового дня житель поселения должен добраться до центра из своего села. Вот и получается, что при укрупнении поселений при тотальном отсутствии муниципального транспорта сельчанин теперь должен прошагать как минимум 20 километров, чтобы получить ту или иную справку. По форме вроде правильно, но по сути издевательство, и люди об этом говорят в открытую.

Неудивительно, что доклад чиновника вызвал немало вопросов со стороны депутатского корпуса. Так, председатель комитета по бюджету Народного Хурала, депутат Цырен Доржиев поинтересовался: а народ-то доволен объединением? В ответ чиновник сообщил, что мониторинг проводится, результаты станут известны позднее. Далее депутат Доржиев отметил, что те 13 млн. руб., которые в Хоринском районе получило укрупненное «Улан-Одонское» поселение, было бы проще передать на развитие сельского хозяйства самим фермерам. И тогда это дало бы толчок экономике поселения, что сняло бы вопросы его реформирования.

— Давайте не будем говорить, что идея укрупнения исходит от жителей, это не так, поскольку инициатива идет от региональных властей, и вопрос этот очень неоднозначный, — поддержал коллегу зампредседателя Народного Хурала Бато Семенов. — Нам говорят, что доходы поселений низкие, а никто почему-то не задумывается над вопросом повышения доходной части поселений. Почему у нас специалисты поселений рассматриваются с точки зрения выдачи справок, а не как менеджеры, которые бы работали над созданием новых фермерских хозяйств и повышением налогооблагаемой базы? Тогда и укрупнять ничего не надо будет.

Владимир Павлов, первый заместитель председателя республиканского парламента, также согласился с тем, что кадровый вопрос — ключ к решению многих проблем на селе. По словам депутата, «толковых людей на селе много, но практически нет системы их подготовки к работе». В качестве примера Павлов привел главу Кижингинского района Геннадия Лхасаранова, который, будучи еще главой сельского поселения, за пять лет построил в селе спортзал, школу, амбулаторию и создал «экономический пояс сельхозпредприятий», а это новые рабочие места и перекрытый отток молодежи в Улан-Удэ».

Подвел итоги спикер Народного Хурала Матвей Гершевич.

— Объединяться, конечно, надо, но разумно, ведь мы все понимаем, что идеальных вариантов практически не бывает, — отметил он. — Если плюсов объединения в конкретных поселениях больше, чем минусов, то тогда оно возможно. А когда мы видим одни минусы, то укрупнения необходимо избегать.

Участники встречи в один голос заявляли: надо укреплять экономические основы местного самоуправления. Иначе говоря, будет налогооблагаемая база в поселениях — будут и песни. Поэтому на совещании и был рассмотрен вопрос поддержки сельского хозяйства властями в 2013 году. Представитель министерства сельского хозяйства Жамсо Гунзынов долго и с цифрами в руках говорил о том, что правительство сделало для сельчан. Депутаты Народного Хурала в свою очередь говорили о реальных проблемах, с которыми сталкиваются сельчане.

Заместитель председателя комитета по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Народного Хурала Баир Гармаев отметил, что ежегодно снижается доля республиканского бюджета, направляемая на развитие сельского хозяйства. Кроме того, по словам депутата Гармаева, государство ужесточило требования к получению господдержки сельхозпредприятиям, к которым имеют доступ лишь крупные сельхозпроизводители. В результате многие фермеры не могут воспользоваться теми средствами, которые могли бы ими быть использованы на рост производства сельхозпродукции. Например, заявленная мера господдержки субсидии на прирост производства молока практически не используется в районах. И в целом в связи с вступлением в ВТО и экономическими трудностями в стране бюджет сокращает господдержку сельхозпредприятий — основу развития поселений.

Глава сельского поселения «Никольское» Игорь Калашников отметил, что сегодня очень много внимания государство уделяет учителям и врачам. Дело нужное, но при этом забывается, что основа основ — человек труда и нужны госпрограммы, как образно выразился глава, — «Земский тракторист».

— Мы много говорим о программе «Земский доктор», но если на селе не будет экономики, то и никакого доктора уже не надо будет, — сообщил Калашников.

— Очень много вопросов, которое министерство сельского хозяйства должно было доработать, но так и недоработало, — резюмировал председатель Народного Хурала Бурятии. — Мы рекомендуем министерствам повысить эффективность господдержки сельхозпроизводителей, ведь ежегодно мы выделяем около миллиарда рублей на сельское хозяйство республики, но каждый раз наблюдаем очень слабую отдачу от вложенных средств.

Совет представительных органов МСУ при Народном Хурале рекомендовал правительству РБ обеспечить в этом году финансирование госпрограммы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в РБ в 2013 году» на уровне не ниже прошлогоднего объема финансирования. Министерству сельского хозяйства рекомендовали работать над повышением эффективности вложенных в сельхозпредприятие средств. Органам местного самоуправления было рекомендовано активизировать работу по привлечению инвесторов в области строительства молочно-товарных ферм, убойных пунктов и откормочных площадок.

Будем надеяться, что воз сельского хозяйства сдвинется с места. Если мы по-прежнему хотим, чтобы наши села развивались и на прилавках был не импорт, а местные и экологически чистые продукты питания.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру