Проверка на прочность

Аршан. Природа. Что будет дальше?

Для начала — анекдот. Решили чукчи узнать, какая будет зима, теплая или холодная, пошли к шаману. Шаману камлать лень, думает: скажу, что зима будет теплая — а вдруг мороз ударит? Нет, не стоит, прибьют.

Аршан. Природа. Что будет дальше?
Фото: Аркадий Зарубин

И говорит: «Холодная зима будет, чукчи!». Ну, чукчи побежали по сопкам дрова собирать. А шаман опять думает: а вдруг зима не холодная будет. Тоже ведь прибьют, работать ведь заставил. Встает на лыжи, бежит на метеостанцию, спрашивает метеоролога: «Метеоролога, зима, однако, холодная будет или нет?». Метеоролог берет бинокль, смотрит и отвечает: «Так, чукчи по сопкам дрова ищут — значит, будет холодная!». К чему все это?

Аршан, 29 июня. Стою около дома «великого» шамана Распутинова-Аршанского, смотрю на новое русло речки Красненькой, которое еще три дня назад называлось Сухим ручьем. Песок, камни, мореные, обкатанные доисторическим ледником огромные валуны, бурный поток воды. Если бы не разрушенные дома сотней метров ниже — было бы даже красиво. И стучит в голову мысль — а вдруг еще раз так хлынет?

На курорте между тем подсчитывают убытки, раскапывают завалы. Местные жители в промежутках между выкидыванием песка из дворов и помощью соседям (в Аршане все же не до конца Homo homini lupus est) смотрят прогноз погоды и тоже откровенно опасаются повторного схода лавины...

Далее — лирическое отступление. Страшное дело — паника в критической ситуации. Но еще страшнее — неправильная или недостаточная оценка рисков и/или неправильный прогноз развития ситуации. В случае с Аршаном это особенно опасно и показательно. Для начала — недооценили реальную для горного курорта опасность схода селей и наводнения, разрешив людям селиться где попало, после — не оповещают население и общественность о том, что реально творится в горах. Ну и паника — как следствие. Сначала тихая, потом громкая, сметающая на своем пути все, разум — в первую очередь. Оно надо?

Фото: Аркадий Зарубин

Разбирательства, награждение непричастных и наказание невиновных оставим на совести нашего дорогого во всех смыслах начальства. Это — потом. А вот за отсутствие реальных, спокойных, взвешенных прогнозов на ближайшие дни надо бы вынести порицание и начальству нашему, и МЧС. Я понимаю, что разбор завалов и опись потерпевших — это очень важно. Но без четкого грамотного мониторинга метеорологической и геологической ситуации сейчас и оповещения о ней населения все эти разборы завалов и описи — не более чем устранение последствий без функции их, последствий, предупреждения…

Попробуем спрогнозировать ситуацию. Сразу оговорюсь — я не геолог, не гидрогеолог, уж тем более не метеоролог, что делают наши геологи, гидрогеологи и метеорологи, я не знаю — за чукчами в бинокли смотрят, наверное. Я просто мыслю логически на основании общеизвестного.

Прогноз первый, оптимистический. Снега на горах растаяли, дожди не сильные, реки постепенно возвращаются в свои русла. На месте Сухого ручья остается речка Красненькая, воду отводят по селевому каналу в Кынгаргу.

Но, и это важно, — в оптимистичном прогнозе уверенности нет. Потому что нет информации о состоянии гор вокруг Аршана в открытом доступе, а те, кто к этой информации обязан иметь доступ в силу должности и службы, молчат как партизаны. В гидрометцентре РБ между тем прогнозируют сильные дожди в горах, грозы, ветер…

Фото: Аркадий Зарубин

Прогноз второй, трагический. Накопившиеся снега не растаяли полностью в цирках падей Медведка, Шакталайка, Красненькая, Артемка, вниз сошла лишь часть их. Склоны подмыты предыдущим селем, русло потока — по сути чистое, посторонние препятствия до Аршана отсутствуют. После сильных дождей вода смывает остатки склонов, мореные отложения — и с гораздо большей по сравнению с 28 июня скоростью бьет по Аршану и ниже. Левый берег Кынгарги, центральную улицу Аршана ниже автостанции и прочее «ниже по течению» после этого можно списывать как непригодное ни для жизни, ни для бизнеса на долгое время. А самое главное — пострадают люди, многие ведь остались и работают.

Очень не хочется, чтобы случилось такое, и так разгребаться замучаемся. Но если есть возможность подобного исхода, то люди должны знать об этом, а власть обязана принять меры если не по недопущению подобного (боюсь, тут опоздали), то хотя бы по предупреждению населения.

Более чем уверен, что результаты разведки местности, хотя бы предварительные, уже есть. Почему их не опубликуют? Всем бы спокойней стало.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру