В тексте ФЗ четко видны тезисы его докторской диссертации «Саморазвитие региона на примере Республики Бурятия», защищенной в Москве еще в 2000 году. А также многие пионерные решения и действия экс-президента Бурятии по социально-экономическому развитию республики, позволившие вывести этот регион России к 2008 году на траекторию стабильного и устойчивого развития после распада СССР, разрушения государственной экономики и социального хаоса 90-х годов. На фоне кровавых региональных конфликтов на юге России и резкого падения уровня жизни народов страны в те годы.
Сегодня новый федеральный закон позволяет пересмотреть планы развития России, всех регионов и поселений страны. Об этом мы беседуем с Леонидом Потаповым.
— Леонид Васильевич, поздравляю вас с выходом федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации»! Как соавтор закона, объясните нам, в чем состоит значение этого многостраничного документа?
— Спасибо! Когда я работал помощником руководителя ад-министрации пре-зидента РФ Нарышкина в 2007-2009 годах, мною совместно с институтом экономических стратегий РАН была подготовлена записка на имя президента РФ за подписью Нарышкина с предложениями к законопроекту «О стратегическом планировании в РФ». Предложения, как мы видим в действующем сегодня законе, составляют более чем две трети основного текста. Прежде всего, я рад, что стратегическое управление социально-экономическим и научно-технологическим развитием в России, во всех ее субъектах впервые в истории страны обрело силу закона, аккумулировало все документы по этой важнейшей теме. Хорошо, что этот документ, как руководство к действию, отныне обязаны исполнять все федеральные, республиканские и муниципальные органы, их сотрудники при обязательном участии ученых, общественности и прессы.
В законе четко прописан механизм прогнозирования, планирования, реализации решений, мониторинга и контроля, оценки итогов социально-экономического и научно-технологического развития на всех уровнях — от поселений до регионов и федеральных структур и отраслей государственного управления. Пришла пора перейти от годовых оценок работы властей в регионах к детально разработанной стратегии развития страны, к мониторингу и контролю работы руководства субъектов России по реализации стратегии развития нашей Родины.
— В чем состоит новизна этого закона?
— В нем детально прописано, как развивать страну, в частности, нашу Бурятию. Предусмотрено и управление рисками социально-экономического и научно-технологического развития в сложных современных геополитических условиях. Узаконено прямое участие общественности и научных работников в управлении регионами и Россией по всем отраслям экономики. Четко определен рабочий словарь терминов государственного и муниципального управления, временные периоды работы в стране — годовой, среднесрочный и долгосрочный. Сегодня во всех регионах России, а в Бурятии — в первую очередь — должны в обязательном порядке составляться прогнозы научно-технологического развития, стратегии социально-экономического развития на долгосрочный период. Узаконено составление госпрограмм субъектов России, где должны быть научно доказаны ресурсы реализации, исполнители, сроки исполнения комплекса мероприятий. Это требование закона я сформулировал еще к 2000 году при подготовке докторской диссертации по экономике, исходя из опыта своей работы на посту президента Бурятии. Развитие регионов страны невозможно без четкого разграничения полномочий субъектов России и федерального центра, муниципальных образований, и сегодня эти полномочия на разных уровнях ясно прописаны в законе.
— Возможно ли решение многих социально-экономических проблем в Бурятии уже в ближайшее время в связи с вступлением в силу этого закона?
— Да! Этот закон — документ, требующий неукоснительного исполнения всех его пунктов. Все государственные и муниципальные органы отныне обязаны исполнять этот важнейший для народа и государства закон в текущем и стратегическом режиме. В нашей Бурятии все трудовые коллективы, инженеры и руководители производств независимо от форм собственности должны пересмотреть свои планы и программы — появился новый реальный шанс решать свои многогранные и сложные проблемы и задачи за счет реализации этого закона на местах. Например, с помощью этого закона можно решать проблемы ЛВРЗ — срочно пересмотреть с активным участием всего трудового коллектива и ученых, изобретателей, инженеров стратегию научно-технологического и социально-экономического развития градообразующего предприятия в связи с новым развитием БАМа и Транссиба, транспортных коммуникаций Бурятии. Такой процесс реализации закона должен начаться сегодня по всей республике, на всех предприятиях в Бурятии.
Должны быть скорректированы и учебные программы вузов Бурятии, курсов повышения квалификации и аттестация государственных и муниципальных служащих всех уровней.
— Насколько будет эффективным этот закон?
— Исполнение закона «О стратегическом планировании в РФ» приведет к повышению качества государственного и муниципального управления, к устойчивому экономическому росту и на этой основе — к повышению уровня жизни народов России. Этот закон должен служить всему народу, каждому человеку в России, как в свое время сработал план ГОЭЛРО, строительство самой длинной в мире железной дороги — Транссиба, и самой сложной трассы БАМ. Но закон будет эффективен только тогда, когда общество воспримет его как инструмент управления качеством своей жизни, как механизм управления качеством труда каждого человека. Фактически в этом законе воплотилась древняя истина: жизнь каждого человека в обществе взаимозависима, все отношения людей тесно и закономерно связаны между собой, хотят они этого или не хотят. Стратегия жизни каждого человека тесно связана с судьбой государства, с Бурятией, с родной землей, с этим законом. Народ и наука — локомотивы стратегического развития России, каждого региона страны, каждого поселения, и новый закон должен придать положительный импульс всей жизни в Бурятии.