Морская коллегия под председательством вице-премьера правительства России Дмитрия Рогозина прошла в Бурятии впервые. И хотя зампред правительства курирует оборонно-промышленный комплекс, были подняты вопросы не только оборонного характера. Рыбоводство, развитие водного туризма, импортозамещение, строительство портов и экологическая безопасность: все эти темы нашли отражение в работе коллегии.
Водный путь
Сибирский и дальневосточный водный путь, который входит в Арктическую транспортную систему, насчитывает более 65 тысяч километров. Это около 20% всего водного грузопотока России. Многие населенные пункты и промышленные предприятия не имеют другой транспортной альтернативы. Именно поэтому решение возрождать малое судоходство в Сибирском и Дальневосточном регионах принято на самом высоком правительственном уровне.
— Там, где есть водная дорога, там жизнь, — заметил по этому поводу Дмитрий Рогозин.
Сегодня эти «дороги» обрезаны и восстановить их — первейшая геополитическая задача.
История судоходства Бурятии берет свое начало еще с царского периода, когда только началось строительство Кругобайкальской железной дороги, а весь пассажирский грузовой поток осуществлялся водным путем. Вплоть до 80-х годов прошлого столетия речное судоходство оставалось востребованной и планомерно развивающейся отраслью.
Оно вытягивало за собой и другие сопутствующие отрасли. Речное судоходство обеспечило наличие в Бурятии портов, местного речного училища, судостроительного завода и прочей инфраструктуры с доками, кранами и причалами. В постперестроечный период все пришло в упадок.
Эксперты, специалисты водной отрасли, промышленники и представители власти, обсудившие все вопросы за «круглым столом», уже определили, с чего стоит начать.
Они предложили начать работу по возрождению малого судоходства с ремонта, реконструкции и строительства портов.
— Число зарегистрированных маломерных судов неуклонно растет, а причальных сооружений в республике нет, — отметил председатель комитета по развитию транспорта, информатизации и связи минтранса РБ Юрий Санжанов. — Единственный порт, который сегодня соответствует всем нормам экологии и безопасности, построен в Турке, и он должен стать узловым.
Сдерживающий фактор
На развитие судоходства свой отпечаток накладывают сдерживающие факторы Байкальской природной территории.
— Развитие речного, малого судоходства — это безопасность России, — заметил по этому поводу Арнольд Тулохонов, член Совета Федерации. — Но развивать мы его должны в строгом соответствии с экологической безопасностью и без каких-либо последствий для Байкала.
И уже на этом этапе четко видны самые болевые точки. Более половины судов, используемых сегодня для перевозки грузов и пассажиров, имеют 30-летний срок службы, что подвергает экосистему Байкальского региона большому риску.
Участники одного из «круглых столов» обратились к ми-нистерству транспорта РФ с предложением субсидировать обновление парка судов по примеру субсидирования малой авиации.
Не менее важен вопрос обеспечения экологической безопасности при каждодневной эксплуатации судов.
— Мы должны помнить, что любое судно накапливает отработанные воды и остатки нефтепродуктов, которые надо утилизировать, — отметила Ольга Коломеец, заместитель начальника федерального управления природоохранной деятельности на озере Байкал МПР России. — Сегодня на Байкале только одно специализированное судно, которое может принимать и перерабатывать эти отходы.
Прозвучало предложение перевести суда на газомоторное топливо и электротягу. Такое переоснащение позволит в разы сократить любое экологическое воздействие на Байкальскую природную территорию. Однако такое решение стоит денег и опять же без государственной субсидии не справиться.
Впрочем, первые шаги по восстановлению региональных путей Бурятия уже делает. Разработана и поддержана федеральным правительством программа по реконструкции портов. Один из них на реке Турка был открыт 5 августа.
— Совещание членов морской коллегии определенный рубеж для региона, перейдя который Бурятия должна почувствовать начало развития отрасли, — отметил глава Бурятии Вячеслав Наговицын. — Мы рассматривали вопросы, связанные с развитием туризма, рыбоводства, судоходства, импортозамещения, по каждому было принято решение. Эффект колоссальный. Теперь необходимо работать и добиваться исполнения решений.
Зачем покупать, когда есть свое
В рамках морской коллегии обсуждался вопрос импортозамещения.
— Мировые санкции должны получить адекватный ответ, — заявил Дмитрий Рогозин. — И это наш с вами шанс обратить пристальное внимание на развитие всего промышленного комплекса.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В частности, принято решение оказать государственную поддержку Улан-Удэнскому авиационному заводу и Улан-Удэнскому приборостроительному объединению в реализации программ по импортозамещению комплектующих изделий и трансферту технологий.
— План импортозамещения — это не слепое копирование того, что поставляли нам украинские партнеры и страны НАТО, — отметил после знакомства с работой Улан-Удэнского авиазавода Дмитрий Рогозин. — Если идет речь об импортозамещении, то мы одновременно говорим о модернизации. Улан-Удэнский авиационный завод имеет богатый ресурс для выполнения задачи и если даже потребуется некое переоснащение, оно не займет много времени.
Уже сегодня завод берет курс на модернизацию и многие комплектующие, которые ранее приходилось закупать у иностранных партнеров, он будет производить самостоятельно.
В ближайшее время главу Бурятии Вячеслава Наговицына и директора завода Леонида Белых ждут с ответным визитом в Москву по приглашению Дмитрия Рогозина с тем, чтобы обсудить весь перечень деталей и комплектующих, производство которых завод может осуществлять на своих площадях. В федеральном бюджете на переоснащение и расширение производства уже выделены деньги.
— Никаких сложных, технических и инженерных проблем, связанных с импортозамещением, мы не видим, — отметил в заключение Дмитрий Рогозин. — Будущее завода мы уже сегодня связываем с производством новых видов вертолетов, которые пойдут на экспорт, а также останутся для нужд оборонного комплекса России.
Итогом работы Байкальской деловой недели стал большой перечень решений и поручений. И, как отметил глава Бурятии, «...остается только усиленно работать».