ЛВРЗ: эпоха перемен

В ОАО «Желдорреммаш» наметились признаки оздоровления производственной ситуации

В декабре 2012 года Улан-Удэнский ЛВРЗ, как и другие заводы отрасли, вошел в состав единого локомотиворемонтного холдинга ОАО «Желдорреммаш» под управлением ООО «Локомотивные технологии», который объединяет несколько разнопрофильных активов, задействованных в процессе ремонта.

В ОАО «Желдорреммаш» наметились признаки оздоровления производственной ситуации

Интеграция не случайна, меняться предприятие заставляют законы рыночной экономики, и это неизбежно влечет к изменению производственных процессов. Происходит перераспределение мощностей, меняются схемы управления, оптимизируется штатное расписание.

Все эти процессы коснулись и Улан-Удэнского ЛВРЗ. В новых условиях предприятие было вынуждено пересмотреть всю штатную политику. Неизбежны в этом процессе и сокращения. Именно сокращение штатного расписания стало основной причиной социальной напряженности на заводе.

Вынужденные меры

Первоначально в СМИ попала информация о планах якобы сократить более 1600 работников, однако позже разобрались — речь шла не о реально уволенных работниках, а о сокращаемых должностях. Эти должности включают незанятые вакансии, должности увольняющихся сотрудников пенсионного возраста. Сюда же можно отнести должности, на которых работают люди по трудовым договорам, и срок их истекает в ближайшее время. Есть в этом списке должности, которые меняют свое название и профиль в связи с происходящими в компании процессами реструктуризации и модернизации. В результате реальное количество сокращаемых на предприятиях сотрудников составит не более 400 человек. Но даже это количество является значимым для Улан-Удэ, поэтому для урегулирования этой ситуации подключилась ад-министрация Республики Бурятия.

Региональные власти во главе с председателем пр-авительства Республики Бурятия Вячеславом Наговицыным создали рабочую группу по отслеживанию ситуации на предприятии и оказанию содействия в трудоустройстве высвобождаемых работников.

В рамках урегулирования ситуации была проведена рабочая встреча с представителями ОАО «Желдорреммаш» и ООО «Локомотивные технологии», в ходе которой новые собственники завода смогли изложить свою позицию в связи с запланированными на предприятии преобразованиями.

— Сегодня мы находимся в таких условиях, когда лучше расстаться с несколькими сотнями человек без ущерба для всего производства, нежели завтра порядка 24000 человек во всем холдинге потеряют работу, — поясняет ситуацию Сергей Дьяченков, заместитель генерального директора ООО «Локомотивные технологии», генеральный директор ОАО «Желдорреммаш». — Если приводить примеры организационных решений, то отмечу — нет смысла содержать недозагруженные, технологически устаревшие литейные производства сразу на нескольких заводах. Эффективнее на одном предприятии эти мощности усилить, модернизировать, а на других сократить. Кроме этого неоправданно содержать управленческий состав на заводах и в управляющей компании, функции которых дублируются. Эти издержки необходимо минимизировать.

Предприятие модернизируется, выходит на новый уровень технологий, а штатное расписание до недавнего времени определялось нормативами, созданными еще при Советском Союзе. То, что вчера делала бригада из 10 человек, сегодня могут делать 6-8 человек. Понятно, что никакой собственник не пойдет на удорожание производства лишь бы сохранить ненужные ставки.

Сопутствующие направления

Количество персонала естественным образом соотносится с объемами загрузки. Неудивительно, что при падении соответствующих объемов собственники вынуждены сокращать штат работников. В настоящее время объем загрузки мощностей локомотиворемонтных заводов составляет от 70 до 95%. Для той производственной инфраструктуры, которой обладает холдинг, этого недостаточно. Более того, на конец 2012 года был зафиксирован убыток почти в 1,5 млрд. рублей.

— Чтобы избавиться от столь внушительного финансового бремени, надо было срочно предпринимать меры, — отмечает Сергей Дьяченков. — Новый менеджмент при участии ведущих зарубежных специалистов железнодорожной отрасли разработал ряд программ, которые призваны переломить ситуацию, и уже приступил к их реализации.

На ряде предприятий ОАО «Желдорреммаш» запущена программа улучшения ремонтного процесса Locomotion 2015. Согласно результатам первого полугодия 2014 года, она показала свою эффективность, хотя и не отработана на все 100%. Планируется ее дальнейшее усовершенствование и расширение на все заводы холдинга. Параллельно с этим выстраивается новая система работы с персоналом. Ранее глава ОАО «Желдорреммаш» Сергей Дьяченков говорил, что для укрепления кадрового потенциала по инициативе управляющей компании «Локомотивные технологии» совместно с международной ассоциацией общественных организаций ветеранов Военно-морского флота и подводников реализуется программа трудоустройства уволенных в запас офицеров с хорошими управленческими компетенциями, с профильным техническим образованием и успешным опытом работы на машиностроительных и ремонтных предприятиях. На базе МИИТ они проходят переподготовку в соответствии с профессиональными требованиями на заводах. Есть и результат — сегодня руководителем Уссурийского завода назначен Слугин Геннадий Владимирович, капитан 1-го ранга, кандидат технических наук, с тремя высшими образованиями — Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э.Дзержинского, Военный учебно-научный центр Военно-морского флота «Военно-морская академия имени адмирала флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации. Ранее он служил на Тихоокеанском флоте и руководил судостроительными заводами.

Что касается непосредственно ЛВРЗ, то здесь руководство активно ищет и открывает сопутствующие производственной отрасли направления. К примеру, в этом году ОАО «Желдорреммаш» и ООО «АМ-Тех» объявили о создании на базе УУЛВРЗ крупнейшего в Восточно-Сибирском регионе производственно-заготовительного участка для переработки и заготовки лома черных металлов. Для предприятия этот шаг позволит загрузить литейный цех сырьем в достаточном количестве для запланированного расширения объемов изготовления тормозных колодок для локомотивов до 2 млн. шт.

О том, что ситуация на предприятиях ОАО «Желдорреммаш» начала меняться в лучшую сторону, говорит состоявшаяся в рамках выставки ИННОТРАНС в Екатеринбурге презентация нового маневрового тепловоза ТЭМ31М, разработанного и собранного на базе ярославского локомотиворемонтного завода — филиала ОАО «Желдорреммаш». Общий объем инвестиций в разработку и обеспечение производства нового локомотива превысит 100 млн. рублей.

Чтобы выжить в современных условиях, ОАО «Желдорреммаш» обязано меняться в соответствии с требованиями рынка. Как частный сервисный холдинг под управлением ООО «Локомотивные технологии» предприятие должно быть рентабельным, доказывая свою эффективность. Если для выживания отрасли приходится принимать непопулярные меры в виде оптимизации численности персонала, то надо понимать, что это вынужденный шаг. За счет этого появляется возможность направить высвободившиеся средства на реализацию инвестиционных программ, модернизировать производство, улучшать условия труда. В 2014 году инвестиционная программа превысит миллиард рублей, что, естественно, позволит выйти предприятию, а в его составе и Улан-Удэнскому ЛВРЗ, на новый производственный уровень.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру