Чужие люди

Леонид Потапов – о юбилее ЛВРЗ, странностях по случаю юбилея авиазавода и политических противниках

Недавно город и республика отметили сразу два важнейших события: 80-летний юбилей праздновал первенец республиканской индустрии ЛВРЗ, и 75 лет исполнилось Улан-Удэнскому авиационному заводу.

Леонид Потапов – о юбилее ЛВРЗ, странностях по случаю юбилея авиазавода и политических противниках

Торжества прошли с положенным размахом, вручением наград и подведением итогов, однако очевидцы этих двух событий не без основания отметили некоторые непривычные нашему глазу политические странности. Первая странность заключалась в том, что на торжественном вечере в Русском драмтеатре по случаю юбилея ЛВРЗ не было никого из первых лиц республики. Поздравить заводчан, руководителей крупнейшего предприятия, которому Улан-Удэ обязан строительством первой ТЭЦ, инженерных коммуникаций, целого поселка и развитием Железнодорожного района, не пришли ни глава, ни председатель Народного Хурала, ни федеральные руководители. При этом все они через несколько дней присутствовали на юбилейных торжествах авиазавода. Странность заключается в том, что, в отличие от первого события, на юбилей Улан-Удэнского авиазавода не пригласили ни первого президента Бурятии, ни бывших членов бурятского правительства, когда-то немало сделавших для того, чтобы авиазавод дожил до наших дней. Прокомментировать этот невиданный доселе подход к знаковым республиканским событиям мы попросили самого Леонида Потапова.

— Леонид Васильевич, многим присутствовавшим на праздничном вечере, посвященном ЛВРЗ, запомнилось ваше неожиданное толкование названия завода. Цитирую: «Я часто спрашиваю собеседников: как расшифровывается ЛВРЗ? Естественно, все недоумевают — как я могу задавать такой вопрос, хотя сам работал на заводе. Продолжаю настаивать: и все-таки как расшифровывается ЛВРЗ? Отвечают: локомотивовагоноремонтный завод. Говорю, а вот и неправильно. Настоящая расшифровка: Леонида Васильевича Родной Завод». После этих слов зал взорвался аплодисментами.

Ваше выступление перед заводчанами на том вечере, учитывая сложную ситуацию на предприятии, отличалось от других позитивом и конкретными предложениями. Как известно, через неделю после торжеств на ЛВРЗ случилась забастовка. На чем вы строили свои пожелания?

— Я принял участие в торжественном собрании, посвященном 80-летию ЛВРЗ. ЛВРЗ действительно родной мне завод, который дал мне путевку в жизнь. Я пожелал коллективу успехов, здоровья и счастья! Я пожелал своему родному заводу роста темпов производства, но при одном жестком условии — производительность труда должна опережать темпы роста количества работающих на предприятии. Безусловно, соблюдая принципы неоиндустриализации и вертикальной интеграции.

— Поясните…

— ЛВРЗ — это самое универсальное предприятие в мире. Такой вывод я сделал еще в 1979 году, защищая кандидатскую диссертацию в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта. На заводе существует ремонтное производство: ремонт локомотивов, вагонов, дизель-генераторов, электрических машин и так далее. Существует литейно-заготовительное производство с механической отработкой. Следующее производство — машиностроение, где мы в свое время делали жаротрубные котлы для всего СССР, буровые установки, станки для расточки вагонных подшипников комплектов тележек (для грузовых вагонов) и так далее. Вывод таков — коллективу предприятия в современных рыночных условиях, изучив потребности рынка, нужно использовать возможности перечисленных выше производств.

— Каким образом набирать темпы производства?

— В своем приветственном слове я поблагодарил президента России Владимира Владимировича Путина за то, что он в июне 2014 года подписал закон «О стратегическом планировании». Я дал руководству завода наказ разработать свою стратегию развития завода. В своем выступлении я также сказал, что в США базовой функцией государства по Конституции является стратегическое планирование. А наши горе-реформаторы решили полностью положиться на волшебную руку рынка. Я был и остаюсь противником приватизации железнодорожного транспорта. Это нельзя было делать при таком огромном экономическом пространстве России.

Не следует забывать — за период экономических реформ резко упали перевозки, произошла дезинтеграция экономического пространства, особенно Дальнего Востока и европейской части России. Сейчас намечается модернизация Транссиба и Байкало-Амурской магистрали. Следовательно, резко вырастут железнодорожные перевозки. Вот на чем основаны мои пожелания роста объемов производства и численности коллектива.

Что касается разработки стратегии развития ЛВРЗ, то она включает, прежде всего, разработку долгосрочного прогноза, приоритетов, целей и задач. После разработки стратегии развития ЛВРЗ разрабатывается план мероприятий по реализации стратегии, который ежегодно корректируется. Это мировой опыт развития крупных предприятий.

— Некоторым диссонансом вашим словам на торжественном мероприятии стало выступление бывшего директора ЛВРЗ Виктора Саржана, который сказал, что те высоты, которые были у завода, не повторятся уже никогда.

— Считаю, что Саржан в очередной раз сам себя опозорил, на этот раз перед коллективом завода. Понять его было невозможно, поскольку он в общем сказал, что мы живем в рыночной экономике. Ему надо было сказать, а как он видит перспективы развития ЛВРЗ, какие подходы может предложить? Ничего этого сказано не было. К тому же Саржан — мой давний политический противник.

В январе 1987 года секретариат ЦК КПСС принял решение направить меня председателем облисполкома Туркменской ССР, где я проработал 3 года, и в начале января 1990 года по предложению Ниязова Сапармурата Атаевича, тогда он был председателем Верховного Совета Туркменской ССР и одновременно первым секретарем ЦК компартии Туркменистана, меня избрали 1-м зампредседателя президиума Верховного Совета Туркменской ССР. В марте этого же года общественность Бурятской АССР обратилась в ЦК КПСС с просьбой вернуть меня в республику 1-м секретарем обкома. Меня вызвали в ЦК КПСС, и я дал согласие.

В апреле 1990 года на пленуме обкома на альтернативной основе меня избирают 1-м секретарем обкома КПСС. В сентябре 1991 года Ельцин издает указ, и деятельность КПРФ запрещают. После этого мою вывеску 1-го секретаря рескома КПРФ и вывеску самого рескома “демократы” сорвали и растоптали на площади Советов. А Саржан, который занимал тогда пост первого заместителя председателя Верховного Совета Бурятской АССР, опечатывал мой кабинет, я даже не мог забрать из него свои личные вещи. Хотя мы вместе с Саржаном многие годы проработали на одном заводе, помогали друг другу. Оказавшись в такой ситуации, он мог бы мне позвонить или прийти и рассказать все по-человечески. Так я остался без работы. Как сложилась моя судьба дальше — народу Бурятии известно.

— Вы как-то можете объяснить, почему вас не пригласили на юбилейные мероприятия авиазавода?

— Хотя в жизни я перенес много разных и трудных испытаний, такого со мной еще не было. Приглашение не было отправлено даже по почте. Руководитель авиазавода мог бы просто позвонить мне как первому президенту Бурятии и пригласить. Ничего этого не было, хотя мы вместе пережили самые трудные годы. Начиная с советских времен, почти всю свою жизнь я был связан с этим заводом и помогал ему. Глава республики мог бы спросить у директора: а где первый президент? почему его нет? Видимо, мы для него чужие люди.

Почему не получили приглашение на юбилейные мероприятия Сергей Николаевич Булдаев, Михаил Иннокентьевич Семенов, Владимир Константинович Агалов, Геннадий Архипович Айдаев? А ведь в свое время они внесли большую лепту в развитие этого завода.

Считаю, что В.В. Наговицын и М.М. Гершевич также допустили грубую ошибку, когда не пришли на торжественные мероприятия по случаю юбилея ЛВРЗ, не поздравили коллектив первенца индустрии Бурятии с памятной датой. Это показало бы их уважение коллектива, людей труда. Возможно, тогда не было бы этой стихийной забастовки, а к чему приводят стихийные забастовки, мы знаем.

— Спасибо за беседу!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру