«Какого черта нас сюда сослали?»

14 августа первый самолет с украинскими беженцами с двухчасовой задержкой приземлился в аэропорту «Байкал»

14 августа первый самолет с украинскими беженцами с двухчасовой задержкой приземлился в аэропорту «Байкал»
Фото: Артем Котов.

По залу прилета сновали туда-сюда представители минсоцзащиты в белых жилетках (именно они встречали украинцев и провожали к автобусам). Три десятка полицейских охраняли зону прохода, водители автобусов, чиновники и пресса все вместе создавали дикую суматоху и дежурный уже давно перестал вставать с места, когда кто-нибудь вдруг «пикал» в рамке металлоискателя на входе в аэровокзал.

Услышав шум приземляющегося самолета, все заняли свои места, а через некоторое время по коридору уже шли прибывшие «погостить» украинцы. Уставшие от девятичасового перелета из Симферополя в Улан-Удэ через Оренбург, застигнутые врасплох палящим бурятским солнцем, они, тем не менее, энергично махали встречавшим их людям. Улыбались и выкрикивали что-то на украинском в ответ на наше «Добро пожаловать!».

Беженцев встречали восемь автобусов, которые должны были доставить их в санаторий «Светлый». Но прилетевшие не спешили загружаться в автобусы.

— Из одной скриньки у другую, дайте хоть подишати маленько! — возмущалась дама в годах, выходя на улицу из здания аэропорта.

Среди прибывших были и грудные дети, и беременные женщины, и пожилые люди. Кто-то прилетел семьей, кто-то один. Были и отчаянные компании молодых людей, для которых перелет в Россию оказался «очередным приключением». Но объединяло всех одно: они пережили ужас войны. Именно войной они называют то, что происходит сейчас на юго-востоке Украины.

— Мы с детьми уехали из Донецка почти сразу же, как там начались военные действия — у нас там осталась квартира и все имущество. Надеемся, что осталось. Муж у меня сейчас сражается на стороне ополчения. Очень переживает, что мы настолько далеко, — рассказала молодая женщина с двумя совсем еще маленькими детками на руках. — Но сейчас мы уже далеко от выстрелов и рвущихся снарядов — это главное.

Война заставила всех этих людей бросить свои дома и поехать так далеко, лишь бы подальше от разрухи и голода. Большинство даже не знало, куда именно они летят.

Некоторые переживали по поводу трудоустройства: «Я учитель украинского языка. Ну вот кому я тут такая нужна?», «А рядом с этим «Светлым» есть шахта?» — слышится из толпы.

Ни представители министерства социальной защиты населения, ни сами беженцы не знают, как долго они пробудут в Бурятии. По словам одного из прибывших, у организаторов есть определенная программа действий, но им ее не оглашают, а лишь знакомят с текущим этапом, по факту. Оставаться навсегда в нашей гостеприимной республике никто не хочет:

— Как только ситуация на родине разрешится, мы сразу вернемся домой, и неважно кто там будет у власти, главное, чтобы не было войны, — говорит Михаил, глава многодетного семейства. — Сказать, что все вроде бы рады, конечно, нельзя. Люди буквально вчера покинули зону боевых действий. Ровно — скажем так.

И все вроде бы ровно, но…

Устав от общения со СМИ, палящего солнца и «чуточку слишком вежливых» кураторов, вынужденные гости Бурятии стали разбредаться по территории аэропорта — кто покурить, кто просто в тенечке отдохнуть. Тут- то и начались самые интересные разговоры:

— Какого черта? Почему нас сюда-то «сослали»? Я думал, рядом буду от дома, если что, всегда и связаться можно, и доехать, а тут, на тебе, — Улан-Уде! — громко возмущался мужчина, выкуривая уже третью сигарету.

Чего это он? Географию не учил, что ли? Если наш «Улан-Уде» еще можно не знать, то уж слово «Байкал» в названии аэропорта должно было намекнуть, что это от Украины ой как далеко. Как оказывается, географию он учил. Вот только когда заполнял документы для перелета, то думал, что летит в Анапу. И не он один.

— Мы тоже думали, что в Анапу летим, а оказалось вон оно как. Нас просто поставили перед фактом, когда деваться уже было некуда в прямом смысле, — хором утверждали высунувшиеся из автобуса шахтеры.

Дальше — больше. Оказалось, что беженцев буквально «вербовали» на перелет. По их словам, к ним в пунктах временного размещения подходили люди и всячески уговаривали лететь.

— У нас, говорят, на борт 40 человек не хватает, будто план какой у них на беженцев, что ли…

Несмотря на такое «недоразумение», жители юго-востока Украины вполне довольны текущим положением вещей.

— По крайней мере, солнце здесь еще жарче! — говорят они.

Фото: Артем Котов.


Горячие пирожки

Необходимое послесловие

Эта статья на портале «Газета РБ» набрала невероятное количество просмотров. И, по отзывам ряда местных блогеров, едва ли не впервые репортаж из Бурятии скопировали практически все информационные агентства Украины. Что в ней такого особенного? В том, что курящий мужчина после 9-часового перелета в сердцах воскликнул: «Какого черта нас сюда сослали?». Что люди приоткрыли механизм распределения беженцев по регионам России, и он оказался без церемоний — под стать суровым реалиям военного положения?

Репортаж действительно интересный. Более того — правдивый. Автор подметил деталь (человеческую реакцию беженцев, хотевших оказаться поближе к дому, например, в той же Анапе у берега Черного моря, а попали к берегам Байкала). Кому-то, возможно, не «повезет» еще больше — привезут в Якутск.

Эти люди бежали от ужасов войны и страха смерти, Россия, в отличие от стран европейского союза, их приютила, предоставила беженцам самолеты, медицинскую помощь, провизию, одежду, деньги, работу и лучшее, что у нее есть для временного размещения. В Бурятии лучшим оказался санаторий «Светлый», из которого ради беженцев с Украины раньше времени выселили проходивших там курс лечения детей. Наших детей!

Что хотел тот мужчина, слова которого теперь смакуют украинские националисты и российские либералы, перечитывая и копируя в социальных сетях экстракт из бурятского репортажа под провокационными заголовками, типа «Пу-тин обманул беженцев…»? Чего-то теплого, чистого, мягкого, поближе к родной хате (мамке, титьке), где нет войны и все знакомо? Так не бывает! Ну, да ладно! Допустим, сказано было в сердцах! И сегодня он благодарит, что оказался далеко от войны, где гибнут мирные люди — его друзья, соседи, родственники. Его земляки.

Конечно, приятно, если кто-то живо интересуется событиями с берегов Байкала. Не об этом ли мы мечтаем, когда пытаемся продвинуть имидж региона? Продвинули! Украина теперь знает о Бурятии такое, о чем сама Бурятия даже не догадывается!

К примеру, о том, что на днях в центре Улан-Удэ состоялся митинг «против агрессии России в Крыму». В информации, появившейся в одном из украинских СМИ 15 августа, сообщалось об акции протеста, прошедшей в столице Бурятии под лозунгом «Не будем душить чужую свободу». Здесь же говорилось, что на 10 участников митинга было 150 полицейских и агентов ФСБ.

Такой митинг действительно в Улан-Удэ был, однако не в эти августовские дни, а несколько месяцев назад, в марте! Тогда мировой общественности поведала об этом мероприятии украинская служба «Голоса Америки»!

Когда «репортаж» с «Голоса Америки» попал в социальные сети и бурятские журналисты усмотрели «в 150 полицейских и агентов ФСБ» откровенную ложь, автору статьи пришлось пояснить в том же «Facebook», что писала свой репортаж «со слов очевидцев». Дескать, очевидцы могли бессовестно раздуть — пойди, проверь из Америки, что творится на улан-удэнском Арбате! Ну, да ладно! Репортаж-то ведь предназначался для украинцев, для поддержания их боевого духа, и написан на украинской мове.

И вот статья в украинских СМИ появилась опять, и подана как горячий пирожок — репортаж с события, прошедшего в Улан-Удэ чуть ли не вчера-позавчера. Правда, на этот раз под другим заголовком: «Вслед за Сибирью о независимости заговорили в Бурятии». К чему бы это? А ларчик просто открывался.

Оказывается, в эти дни новосибирские активисты либеральной партии «Парнас» провели митинг «За федерализацию Сибири», в котором, по разным данным, приняло участие около 15 человек. Украинская пропагандистская машина, переварив информационный поток на свой лад, широко осветила акцию и до кучи выблевала протухший репортаж о мартовском митинге в Бурятии, преподнеся его как свежее блюдо. Намеренно, чтобы жителям Украины опять показалось, что идеей федерализации (независимости) пылает половина России — вся Сибирь и «даже» Бурятия.

Теперь ясно, как это работает? Вот таким подножным информационным мусором государственно-олигархические СМИ «незалежной» питают и мотивируют агрессию Украины к России.

«МК» в Бурятии».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру