По замыслу инициаторов, программа даст импульс для покупки как отечественных авто, так и иномарок, собранных в РФ. Однако, как мы выяснили в ходе журналистского расследования, Бурятия, похоже, снова остается за бортом федеральных новаций, поскольку сегодня в регионе не создано ни одного сертифицированного утилизационного центра, который бы с 1 сентября принимал автохлам в обмен на новые автомобили.
Напомним, что после того, как покупатель сдаст старую машину на утилизацию, в зависимости от состояния автомобиля можно будет сэкономить от 40 до 350 тысяч рублей. Причем программа будет охватывать все виды транспорта. Легковые машины можно будет сдать со скидкой от 40 тысяч рублей, для коммерческого транспорта (тех же «уазиков») планка начинается от 150 тысяч рублей. Если же вы пригнали коммерческий транспорт по системе «трейд-ин» (автосалон предоставляет вам новый автомобиль в обмен на старый, а вы компенсируете разницу в стоимости), то скидка может составить от 350 тысяч рублей! Весьма заманчиво. И пока заявления чиновников Бурятии звучат бодро. В частности, заместитель министра промышленности и торговли Бурятии Алексей Оловянников в телефонном разговоре с корреспондентом «МК» отметил, что программа утилизации, которая была запущена несколько лет назад в стране, в Бурятии осуществлялась «не в полном объеме, поскольку на тот период у утилизаторов не было соответствующих лицензий». Но сегодня, особо подчеркнул Оловянников, «эти вопросы в целом решены и мы рассчитываем на присоединение к новой программе утилизации».
При этом чиновник отметил, что многое будет зависеть от бурятских утилизаторов и дилеров, а не от министерства, поскольку оно будет выполнять больше функцию координатора программы, как и три года назад. Между тем ситуация выглядит не столь оптимистично. Дело в том, что в минпромторге, на мой взгляд, не осознали до конца масштаб проблемы. Поскольку, в отличие от предыдущей программы утилизации, где местные чиновники действительно играли роль координаторов, финансирование нынешней программы будет проводиться через регионы, которым деньги будут перечисляться в виде субвенций. Такой способ финансирования обоснован соглашениями с ВТО. Причем, в отличие от прошлогодней программы, когда на раскачку давалось почти 2 года (а чиновники так и не раскачались), сегодня на реализацию программы нет и одного дня — она стартовала с 1 сентября, и российские автомобилисты уже начали утилизировать автохлам. Везде, кроме Бурятии. При этом правительство РФ может поделить 10 миллиардов рублей между теми регионами, где существуют и работают утилизационные центры.
Дело в том, что в Улан-Удэ так и не заработал специализированный центр по утилизации. Еще в ходе прошлой программы в результате прохождения чиновничьих барьеров ряд предприятий так и не смогли получить согласования с минпромторгом Бурятии, и программа забуксовала. В результате если весь 2010 год страна принимала автохлам, то у нас она не работала почти год и все это время автомобилистам предлагали сдавать старые авто... в Читу или Иркутск, где утилизаторы были.
Причем чиновники после того, как разгорелся скандал и в дело пришлось вмешаться Вячеславу Наговицыну, в экстренном порядке согласовали в качестве утилизатора ООО «Автобаза спецмашин» из г. Гусиноозерска, у которого была действующая лицензия на… вывозку мусора. Хотя тоже был не самый лучший вариант, поскольку все машины продаются в Улан-Удэ, а до Гусиноозерска многие старые авто просто не доехали. К тому же утилизация проводилась в упрощенном варианте и, по слухам, у правоохранительных органов к данной акции возникли даже определенные вопросы. Сегодня ранее лицензированное ООО «Автобаза спецмашин» не работает. Иван Токаренко, бывший гендиректор предприятия-утилизатора, сообщил «МК», что предприятие уже перепрофилировалось. Есть только ИП. Причем все необходимые договоры о приемке металлов, пластика и резины, остающихся после разборки автомобилей, необходимо готовить и подписывать заново. И непонятно, может ли ИП заниматься утилизацией опасных отходов, к которым относят старые автомобили.
«Хотя мы готовы снова принять участие в программе», — подчеркнул Токаренко.
Пока неясно, примет ли с 1 сентября участие в программе утилизации и компания «Ермак» из Улан-Удэ, которая три года назад подавала заявку в минпромторг РБ, но, видимо, тогда «не договорилась с чиновниками». «Ермака» оставили за бортом программы — не хватило одной бумажки. Сегодня у этого предприятия больше оптимизма и мотивации.
— Будем вести переговоры с минпромторгом РБ для решения вопроса о включении нашего предприятия в список участников программы, поскольку все необходимые документы и лицензии на утилизацию металлов и других отходов у нас есть, — отметил директор Сергей Ермаков.
Однако пока идет раскачка и создание утилизационных центров, отсчет времени начался. Народ, посмотрев новости, с понедельника побежал к продавцам машин, чтобы сдать свои старые авто. Но их ждет отказ и разочарование. Причем главная неприятность заключается в том, что Москва будет давать деньги с 1 сентября до декабря 2014 года, программа потом заканчивает свою работу. Похоже, что автомобилисты Бурятии из-за медлительности чиновников могут просто не успеть сдать свои автомобили. И пока соседние регионы, где чиновники уже давно позаботились о создании современных утилизаторов, вошли в федеральную программу, Бурятия, видимо, снова обречена медленно ехать по нашим просторам на скрипящей телеге вместе с нерасторопными членами правительства.