«Маршрутные войны»: конкурентов «мочат» соляркой

У официального перевозчика на пригородном маршруте «Улан-Удэ - Татаурово» подожгли два микроавтобуса

Пока бригадир и водитель спали, их машины подверглись нападению — неизвестные запустили в «микрики» бутылки с коктейлем Молотова.

У официального перевозчика на пригородном маршруте «Улан-Удэ - Татаурово» подожгли два микроавтобуса

«Огненный» инцидент произошел ночью 7 октября 2014 года в Прибайкальском районе. И если бы не удачное стечение обстоятельств, он мог бы закончиться трагедией. Кому же понадобилось устраивать поджог? «Бандитам, нанятым конкурентами!» — заявляют пострадавшие. И в подтверждение своих слов приводят доказательства. Пролить свет на загадочное происшествие попытался и корреспондент «МК».

И вспыхнет пламя

Анатолий Травкин — водитель на пригородном маршруте №347 «Улан-Удэ — Татаурово». После работы мужчина ставит микроавтобус в ограде своего дома, расположенного в центре села. Не изменил он этой традиции и в ту злополучную ночь.

Около 03.00 Анатолий с женой проснулись от лая собак. Вышли посмотреть, что случилось, и увидели, что горят ворота. Спешно потушили их. А потом заметили возле «Ford Transit» осколки бутылки из-под зажигательной смеси. Заброшенная кем-то, она ударилась об угол машины, упала и разбилась. Не случись последнего, семье Травкиных пришлось бы пережить взрыв и пожар.

Сразу после ЧП, в 03.30, водитель позвонил своему бригадиру — руководителю маршрута №347 Николаю Баранцеву, который вызвал сотрудников полиции. К слову, он тоже проживает в селе Татаурово и тоже ставит в ограде своего дома два микроавтобуса — «Ford Transit» и «Merсedes Benz». Но о том, что первый из них ночью 7 октября тоже подвергся нападению, мужчина узнал уже постфактум.

— Выезжая из дома, сын увидел на земле какую-то бутылку. Сообщил об этом мне, — рассказывает Николай. — Записи с камер видеонаблюдения, установленных на ограде, показали: ее подожгли и забросили два молодых человека, которые подъехали на «джипе» со стороны города рано утром. После они скрылись среди деревьев.

Бутылка с зажигательной смесью угодила на крышу «Ford Transit», ударилась и отлетела. Однако часть солярки все-таки выплеснулась и загорелась. Каким-то чудом машина потухла сама собой. Обошлось без серьезных имущественных потерь и, к счастью, без человеческих жертв.

По словам Баранцева, за 40 минут до поджога, в третьем часу утра, «джип» совершил «променад» мимо его дома. Через 30 минут он вернулся, в четвертом часу утра припарковался поодаль и, когда дело было сделано, снова поехал в сторону города.

— Установить данные этой машины и личность заказчика, который отправил поджигателей, для полиции не составит труда, — считает Николай Баранцев. — Сейчас видеокамеры есть и в Сотникове, и в Ошуркове, и в Татаурове. Было бы желание выполнять свой профессиональный долг.

Однако ни того, ни другого от стражей порядка он, судя по всему, уже не ждет. Инцидент, который произошел 7 октября, стал далеко не единственным эпизодом войны между легальными и нелегальными перевозчиками на маршруте «Улан-Удэ — Татаурово», которая длится девять месяцев, но, по мнению Николая, остается без должного внимания со стороны региональных властей и уполномоченных инстанций.

Подковерные игры

Будучи мастером на небезызвестном ФГУП «Бурятавтодор», Вячеслав Проноза решил подработать водителем на пригородном маршруте №347 «Улан-Удэ — Татаурово» у его руководителя и своего товарища Николая Баранцева. Вместе с сыном купил микроавтобус и начал заниматься перевозкой пассажиров. Сейчас его трудовой стаж на этом поприще составляет примерно два месяца.

— А вообще Николай первым начал «накатывать» этот маршрут еще с 2003 года, — говорит Проноза. — Сначала ездил один, а потом набрал команду, с которой работал вплоть до мая 2014 года. Пока не заболел.

Воспользовавшись его почти годовым отсутствием, некто по имени Дмитрий (как пояснили корреспонденту «МК» — «посредник между бандитами и перевозчиками») решил захватить «жирный» маршрут и заправлять им самостоятельно. Запугав бригаду Николая угрозами в духе «вы не будете работать, если он останется», Дмитрий расколол ее на две части. В итоге к февралю 2014 года под началом Баранцева осталось 4 микрика из 12. (При этом в 2011 году он выиграл конкурс и заключил договор на право транспортного обслуживания населения по регулярному межмуниципальному маршруту «Улан-Удэ — Татаурово»).

Таким образом, на нем определилось два перевозчика — легальный и нелегальный, работающий под видом заказного. Причем второй буквально начал вставлять первому палки в колеса. Три месяца — март, апрель и май — Николаю Баранцеву не давали ездить, блокируя его машину. А затем вытеснили с места постоянной отправки — железнодорожного вокзала — на автомобильный. Отсюда руководитель маршрута №347 вместе со своими водителями и возит людей уже четыре месяца — июль, август, сентябрь и октябрь.

Но на этом дело не закончилось. Неофициальный перевозчик принялся отбирать у официального утвержденный график и постоянных пассажиров. Кроме того, Баранцева фактически лишили возможности принимать на работу водителей — всех новопришедших просто-напросто «отжимали». Вячеслав Проноза оказался чуть ли не единственным смельчаком во всей Бурятии.

Война «белых» и «серых» маршрутчиков

— Николай сразу предупредил: «Слава, моя война — не твоя война. Ты туда не лезь», — вспоминает мужчина. — Я последовал его совету и никого не трогал. Но вскоре на заправке у меня из незакрытой машины кто-то украл ключи. Хорошо, что запасные были.

С этого дня в работе Вячеслава началась череда странных событий. Водителя постоянно останавливали одни и те же сотрудники ГИБДД с просьбой «предъявить документики». «Придирались по поводу и без», — возмущается водитель.

— То, что поджог двух «Ford Transit» был организован именно ночью 7 октября — не случайность, — уверен Баранцев. — 5 числа собирают «крышу». Видимо, бандиты получили от той бригады деньги и наняли людей, которые и выполнили ее заказ.

— Ладно бы, она вела честную конкуренцию. Но пакостить исподтишка... Даже не знаю, как это назвать! — Вячеслав разводит руками. — Знаете, что на Руси делали с поджигателями? Наклоняли две березы, привязывали к их ногам и одновременно отпускали!

Примут ли такие кардинальные меры при борьбе с нелегальными перевозчиками — вопрос риторический. Николай Баранцев неоднократно писал на них заявления в уполномоченные инстанции. Однако ГИБДД, по его утверждению, проводила рейды исключительно для галочки, ни разу не появившись на конечной остановке в селе Татаурово, где «серые» маршрутчики грузятся по графику «белых». Более того, при проверках у них отмечалось полное соответствие всем требованиям. Выяснилось, что найти управу на нелегалов не так-то просто: дело упирается в пробелы федерального законодательства.

Буква закона

Официально в нашем регионе (без учета легковых такси) есть два вида перевозок — регулярные и заказные, под которыми подразумеваются экскурсионные и туристические. При проведении рейдов и выявлении нарушений на первых соответствующие меры принимает министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ, а на вторых — управление государственного автодорожного надзора по Бурятии и Иркутской области. Однако когда эти виды подменяются, навести порядок оказывается довольно проблематично.

— Соль в том, что некоторые недобросовестные маршрутчики отклоняются от своего законного профиля, осуществляя регулярные перевозки вместо заказных, — пояснил корреспонденту «МК» начальник отдела автомобильного и железнодорожного транспорта минтранса РБ Иван Баранов. — Как правило, это касается тех, кто проиграл или пропустил конкурс на право транспортного обслуживания населения по постоянным маршрутам, но не утратил желания заниматься таким обслуживанием.

Деятельность нелегалов под личиной «заказников» уже была запрещена на маршруте «Улан-Удэ — Петропавловка» решением Джидинского районного суда после обращения прокуратуры и на маршруте «Улан-Удэ — Кырен — Аршан» решением Тункинского районного суда после обращения МУП «Тункатранссервис». А вот до «Улан-Удэ — Татаурово» карающая десница Фемиды еще не дотянулась. Согласно федеральному законодательству, министерство транспорта РБ не может подать в суд иск о признании незаконными действия лиц, которые осуществляют регулярные перевозки вместо заказных по маршруту №347.

— Это должен сделать сам ИП Николай Баранцев, — подчеркнул Баранов. — Мы понимаем всю серьезность войны между «белыми» и «серыми» маршрутчиками, а также последствий, к которым она может привести. И сложа руки не сидим — уже сейчас выходим на министерство транспорта и Государственную Думу РФ с инициативой по конкретизации понятия «заказные перевозки» и ужесточению ответственности за нарушение их правил. Надеемся, это поможет лишить недобросовестных перевозчиков всех возможных «лазеек».

Что же касается вопроса о поджоге двух микроавтобусов «Ford Transit», принадлежащих руководителю маршрута №347, сейчас он находится на контроле МВД России по Бурятии.

— По данному факту возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 167 УК РФ («Умышленное уничтожение или повреждение имущества»), — сообщил «МК» заместитель начальника отдела по борьбе с организованной преступностью управления уголовного розыска МВД по РБ Александр Будадоржиев. — Проводятся следственные мероприятия. Объем работы большой. Так что пока без комментариев.

Отметим, что при всем этом у водителей, ранее работавших под началом Николая Баранцева, есть своя версия случившегося — не только за ночь 7 октября, но и за все время «маршрутной войны».

«Он продавал нам места»

Как заявил корреспонденту «МК» по телефону вышеупомянутый господин Дмитрий, он является директором ООО «Кабанск-Авто» и никакого отношения к разжиганию этой самой войны не имеет.

— Конфликт внутри бригады произошел по другим причинам, — сказал он. — А вот по каким именно — лучше узнать у самих «отколовшихся» водителей.

Отыскать последних удалось на месте их постоянного обитания — привокзальной площади железнодорожного вокзала Улан-Удэ. Побеседовать с «МК» согласился Иван Головных, который работает на маршруте «Улан-Удэ — Татаурово» уже десять лет.

— Когда я устроился к Николаю Баранцеву, то купил у него микроавтобус за 210 тысяч рублей и место за 60, — рассказывает мужчина. — 180 тыс. отдал сразу, остальное — в рассрочку, за которое ежедневно платил. Другим водителям рабочие места тоже обходились примерно в 250 тысяч — причем в любой момент мы могли их лишиться.

Как говорилось выше, в 2011 году Баранцев выиграл конкурс и заключил договор на право транспортного обслуживания населения по регулярному межмуниципальному маршруту «Улан-Удэ — Татаурово».

— Перед этим мы взяли кредит и поменяли машины, — заметил Головных. — Однако Николай не дал нам возможности внести по 10 тысяч рублей и стать дольщиками на маршруте. Оформил все на себя. Разве это справедливо? Зимой 2013 года среди перевозчиков началось повышение цен на проезд. Николай Баранцев установил для пассажиров маршрута «Улан-Удэ — Татаурово» оплату размером 85 рублей. Вскоре после этого нагрянула республиканская служба по тарифам и ценам и оштрафовала на 4 тысячи «деревянных» одного из водителей, стоявшего на погрузке. Выяснилось, что выше 78 рублей оплату поднимать было нельзя.

— Дальше — больше, — сетует Иван Головных. — У всех водителей микроавтобусы куплены в кредит, а у бригадира — за наличные. Мы старые машины отрабатываем, а он новые покупает. В итоге Николай тремя микриками обзавелся. А потом в марте 2014 года он заявил, что будет делать погрузку пассажиров в Татаурове возле магазина «Телец», а не возле племзавода, как остальные. Ну с тех пор мы и начали его «блокировать».

По словам Головных, Баранцев в долгу не остался — обратился в региональное министерство транспорта, переоформил паспорт маршрута с межмуниципального на пригородный и вычеркнул из реестра часть водителей. А затем «перебазировался» с железнодорожного вокзала на автомобильный. «Таким образом, мы стали нелегалами и теперь работаем как «заказники». А что делать? Кушать-то хочется!» — объясняет Иван.

Тому, что микроавтобусы Николая Баранцева подожгли ночью 7 октября, он не верит: «Скорее всего, это инсценировка. А вот у меня ночью 5 мая 2014 года — сразу после дня рождения — действительно полыхал гараж, где стояли легковушка и микроавтобус — причем без масла». И демонстрирует фотографии обгоревшей крыши и разобранной проводки.

— Жена проснулась в четвертом часу утра из-за какого-то треска. Выбежали с ней босиком в ограду — все в дыму. Выгнали машины, вызвали пожарников. Только к шести утра все потушили... Ирина до сих пор спит плохо — боится каждого шороха. Поджог мог устроить только тот человек, который знает, где именно я ставлю свой микроавтобус. Но как подтвердить эти подозрения?

Напоследок отметим, что после заявлений, написанных Николаем Баранцевым в МВД, ОБЭП и прокуратуру РБ, водителей, работающих на заказных (а фактически — регулярных) перевозках по маршруту «Улан-Удэ — Татаурово», неоднократно вызывали для дачи показаний. Сейчас легалы и нелегалы активно борются за пассажиров, снижая цену на проезд. Она уже упала с 78 рублей до 50. Выбрасывать белый флаг не желают ни та, ни другая стороны. А потому вопрос: «Чем и когда закончится эта «маршрутная война?», по сей день остается открытым.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру