Изгнанники возвращаются

Одичавшие четвероногие в пригородах Улан-Удэ сбиваются в стаи и уничтожают диких животных

Жители села Верхний Саянтуй с прошлого года боятся ходить в лес без огнестрельного оружия.

Одичавшие четвероногие в пригородах Улан-Удэ сбиваются в стаи и уничтожают диких животных

Они боятся не волков, которые давно ушли из этих мест и появляются в тех краях эпизодически. Есть особи пострашнее волчьего племени — стаи диких городских собак, которые расплодились неподалеку от полигона по приему городских отходов возле с. Вахмистрово и расселились в значительных лесных массивах Тарбагатайского района.

Городские собаки появились в Тарбагатайском районе по воле человека. Около двух лет назад один городской чиновник дал команду очистить Улан-Удэ от бродячих собак. Ликвидировать по старинке собак не стали (против были защитники прав животных), их просто поймали, погрузили в несколько больших фургонов и вывезли за город. Чиновники решили проблему, отчитались перед мэром. Создав еще более опасную проблему для других. Дело в том, что бродячие собаки в городских условиях обитания имеют стабильный корм — помойки. Кроме того, животных подкармливают сердобольные горожане. Но поскольку в городе собаки часто гибнут в результате некачественной пищи и под колесами, то их численность растет медленно.

В тарбагатайских лесах все произошло по закону Дарвина — выживает сильнейший. Большинство переселенных собак погибло в первую же зиму, но оставшиеся научились стаями охотиться и загонять коз и зайцев, что обеспечило им экологически чистую и здоровую пищу, в отличие от собратьев на помойках. Так выросло сильное и крепкое племя, которое гораздо крупнее городских собак.

— Я видел этих тварей в распадке примерно в 10 километрах от с. Вахмистрово, все они очень крупные особи, — рассказывает улан-удэнский охотник Михаил Семенович. — Они еще опаснее волков для лесных зверей, многие и человека-то не видели ни разу. Одичали.

Звери бегут от собак к человеку

— Недавно стая собак гнала козу и та выбежала прямо на лесорубов, — продолжает охотник. — Со слов очевидцев, коза, выскочив прямо к вагончику, шаталась и тяжело дышала, а стая собак за ней к людям выбежала. Их отогнали криками. Коза постояла, отдышалась и потом ушла. Если бы не люди, то собаки ее просто загрызли. То есть звери спасаются от собак у людей.

Охотники понемногу их постреливают по собственной инициативе, однако в диких условиях собаки плодятся весьма интенсивно и регулирования численности не происходит. Кроме того, хитрые собаки в последнее время стали в основном группироваться на безопасной для них территории местного заказника, где обычным охотникам появляться запрещено.

Все дело в том, что любое решение собачьей проблемы вызовет критику. Если ничего не делать и пустить ситуацию на самотек, то одичавшие собаки будут и дальше размножаться, увеличивать свой ареал, что рано или поздно приведет к формированию более крупных, хитрых и опасных зверей, которые, в отличие от волков обладая более высоким интеллектом, не будут бояться человека. В голодные годы они начнут стаями заходить в села и нападать на скот.

Новое волчье племя

Если же решить проблему кардинально, например, объявить облаву и перестрелять собак, то это вызовет бурю возмущения у защитников домашних животных. Хотя, как говорят охотники, одичавшие собаки потенциально опаснее волков, которые сегодня представляют серьезную угрозу для села. А ведь по отношению к волкам консенсус в обществе достигнут — уничтожение на месте. Причем общество, вернее, государство, виновато в том, что сегодня животноводство в Бурятии несет колоссальные потери от нападений волков на коров и овец. Во времена СССР у каждого охотника был план по волкам, что поощрялось премиями. В 90-е годы их отменили, волки же быстро размножились и стали нападать стаями на неохраняемых пастухами животных. Вспомним недавний нашумевший случай в Бичурском районе, когда четыре волка за считанные минуты уничтожили стадо в 114 коров и быков. Устроив облаву, они загнали обезумевших животных на неокрепший лед, где большая часть утонула.

Всех не перестреляешь

После подобных случаев премии за голову волка были увеличены, однако кардинального снижения численности волчьего племени не произошло. То же самое может произойти (и уже происходит) с одичавшими собаками, которые после уничтожения диких животных примутся за домашних. Ведь, в отличие от волков, за голову которых охотник получает 10 тысяч рублей, за собак такой оплаты нет — так какой смысл тратить патроны?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру