Цена, которую заплатит Байкал за дальнейшее понижение уровня, будет несопоставимой с выгодой, полученной иркутскими энергетиками

Не могу не присоединиться к обсуждению вопроса о дальнейшем снижении уровня озера байкал, последствия которого здесь, на местах, видны, что называется, невооруженным глазом.

По моему твердому убеждению, дальнейшего понижения уровня воды в озере никак нельзя допускать. Уже сегодня последствия маловодных годов, а, возможно, и чрезмерного сброса воды Иркутской ГЭС ощутимы в прибрежных районах. В частности, побывав в январе на территории Баргузинского заповедника, в Давше, мы обнаружили, что вода действительно уходит из колодцев. Что, если она уйдет совсем?

А теперь о том, что скрывается под вершиной айсберга — в глубине проблемы. Ежегодно на территории Забайкальского национального парка в Чивыркуйском заливе научными сотрудниками лаборатории паразитологии и экологии гидробионтов Института общей и экспериментальной биологии СО РАН проводятся исследования. По данным Д.М.Матафонова, в последние годы наблюдается исчезновение бормаша и иных представителей ихтиофауны, обитающих на мелководьях Чивыркуя. Ученые связывают это непосредственно с понижением уровня воды. Отсюда наблюдается другая закономерность — сокращение количества частиковых видов рыб в связи с уменьшением кормовой базы и площади нерестилищ.

Очень возможно, что цена, которую заплатит Байкал за дальнейшее понижение уровня, будет несопоставимой с выгодой, полученной иркутскими энергетиками. Прибавьте к этому нарастающую проблему браконьерства, и мы получим трудноразрешимую ситуацию. Хочу привести следующие факты.

За 2014 год только службой охраны ФГБУ «Заповедное Подлеморье» было изъято у браконьеров более 50 километров сетей. Только вдумайтесь! Этого количества хватит, чтобы перегородить весь Чивыркуйский залив пять раз. И сетование на природные факты, что омуль исчезает из-за многострадального баклана и нерпы, весьма сомнительно.

По данным Байкальского филиала Госрыбцентра, с 2004 года наблюдается постоянное безостановочное снижение общей биомассы омуля. И сегодня данный показатель близок к критической отметке. В 2013 и 2014 годах отмечалась минимальная величина захода нерестовых стад в реки Селенга и Верхняя Ангара после запретного периода. Отмечается большой пресс браконьерства по всему озеру Байкал. По оценке специалистов того же ведомства, существует вероятность, что величина незаконной добычи рыбы в Байкале почти равна официальной.

Текущий год будет показательным по состоянию запасов омуля. Процент освоения квот добычи рыбопромышленниками реально выявит проблемы. Сегодня при контроле рыболовецких бригад наблюдается следующая картина. Рыбаки при проверке сетей раз в два-три дня получают улов не больше 15 кг — при общем метраже сетей на бригаду 500 метров. А буквально 3 года назад они проверялись по «перволедью» каждый день, боясь, что сети всплывут от количества попавшей рыбы и примерзнут ко льду. Уловы меньше 100 кг считались убыточными.

Вероятность закрытия промыслового лова омуля на Байкале растет с каждым месяцем. А с принятием действий в интересах энергетиков ситуация для озера может значительно ухудшиться — как для флоры и фауны, так и для людей, проживающих на его берегах.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 11 февраля 2015

Заголовок в газете: Энергетики и браконьеры: двойной удар

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру