Бурятский гамбит: Гершевич в кресле, Ботоев – в отпуске

Вячеслав Наговицын на сессии Народного Хурала фактически пожертвовал фигурой спикера, однако ухудшил свои позиции в политической интриге, разворачивающейся вокруг него самого

Революция в Народном Хурале закончилась так же быстро, как и началась.

Вячеслав Наговицын на сессии Народного Хурала фактически пожертвовал фигурой спикера, однако ухудшил свои позиции в политической интриге, разворачивающейся вокруг него самого

Тем не менее ее итоги еще окажут серьезное влияние на расклад сил, ведь скандал с несостоявшимся пока еще импичментом стал серьезным ударом по главе Бурятии Вячеславу Наговицыну, который в глазах федерального центра потерял способность контролировать ситуацию в законодательной ветви власти региона.

Напомним, что при обсуждении повестки дня февральской сессии фракция КПРФ предложила отправить в отставку спикера Народного Хурала Матвея Гершевича, поставив ему в вину… публичную защиту главы Бурятии от нападок оппозиции. В результате 35 депутатов («справороссы», коммунисты и, как минимум, третья часть «единороссов») включили вопрос в повестку дня. Оппозиция явно «жаждала крови». И сразу стало понятно, что мишенью для оппозиции является даже не Гершевич, а сидящий за его спиной глава Бурятии, смещения которого и добивается оппозиция. Это оказалось таким ударом, что даже Наговицын не смог оперативно (а главное — жестко) отреагировать на выпад противника и по ходу сессии удержать рассыпавшуюся на глазах конструкцию некогда мощной хуральской фракции «Единая Россия». Лишь спустя полчаса после начала дискуссии глава региона сделал попытку вмешаться, попросив депутатов поступить с Гершевичем «по-товарищески и уважительно». Но это были не те слова, которые ждало от него окружение спикера, и стало понятно, что Гершевича сдают…

Агрессия висела в зале, как приготовленная гильотина для короля Людовика. У спикера оставалась еще слабая надежда затянуть процесс, ведь, согласно регламенту, депутаты обязаны были создать комиссию и рассмотреть вопрос — что конкретно нарушил спикер? Матвей Гершевич, сам в прошлом прокурор, обратился к представителю прокуратуры РБ, чтобы та объяснила депутатам, могут ли народные избранники вот так, с кондачка, ставить вопрос об импичменте? Прокурор отметила, что, конечно же, депутаты могут принять решение вопреки регламенту, правда, это «не придаст стабильности».

Степан Калмыков.
Бато Семенов.
Борис Ботоев.

Заметим, что неслабую активность по смещению спикера-«единоросса» развернули как раз таки товарищи по партии, у которых разыгрался не по-медвежьи волчий аппетит. Депутат Борис Ботоев, например, заявил, что регламент можно поменять и что сессия выше регламента. Депутат Матвей Баданов предложил спикеру не держаться за кресло, а принять «мужественное решение и уйти». Заместитель председателя Народного Хурала Бато Семенов, который, судя по всему, входил в число организаторов переворота, в какой-то момент принял управление сессией на себя и знаками давал слово депутату Цыденжапу Батуеву, который, в свою очередь, тоже настойчиво уговаривал депутатов немедленно приступить к процедуре импичмента. После того как заговорщики ушли вместе со спикером на перерыв, в течение почти двух часов они уговаривали его сложить полномочия добровольно, чтобы сохранить лицо.

В итоге Гершевич сдался, дав слово, что сложит свои полномочия в апреле, а оппозиция сняла вопрос с повестки сессии. Трудно переоценить тот колоссальный удар по имиджу власти и по способности главы региона оперативно действовать в период кризисных ситуаций. Неслучайно на февральской сессии оппозиция фактически зарубила изменения в бюджет, которые вносил глава республики, и в случае смещения Гершевича она могла замахнуться бог знает еще на какие действия. Ведь, как утверждают эксперты, когда под Гершевичем зашаталось кресло, впервые так ярко на политическом горизонте забрезжила перспектива смены караула и в исполнительной власти.

По нашим сведениям, глава республики в четверг фактически был вынужден пожертвовать Гершевичем как политической фигурой, ведь именно после консультаций с главой во время перерыва сессии спикер и заявил о своей добровольной отставке. А, значит, самое время спросить: где замена? Ведь к этому моменту на кресло спикера, по нашим сведениям, реально претендовали лишь трое депутатов. Это бывший ректор БГУ Степан Калмыков, который пользуется влиянием в Народном Хурале и который раскачал ситуацию с БГУ, став одним из катализаторов процедуры импичмента Гершевича. Это зампред НХ РБ Бато Семенов, представитель «восточной группы» в парламенте со связями в Москве. Семенов мог бы пойти на выборы в связке с искушенным в интригах председателем комитета НХ Цыденжапом Батуевым, который мог бы в случае успеха пересесть в кресло зампреда. Однако для Наговицына, по нашим данным, обе кандидатуры неприемлемы, поскольку их избрание может означать выход Хурала на прямую конфронтацию с правительством РБ. Кроме того, Семенов сделал ряд жестких и политически недальновидных заявлений во время обсуждения ситуации по БГУ, что ослабило его позиции в глазах и регионалов, и федералов. И, наконец, третий претендент, кто открыто бы не стал превращать Хурал в плацдарм для атаки на Наговицына — это председатель комитета по законности НХ РБ, экс-министр юстиции и представитель «западного крыла» Борис Ботоев, который полтора года назад уже баллотировался в спикеры. Несмотря на то, что Ботоев считается более системным человеком и мог бы обеспечить дисциплину в Народном Хурале и быть в нейтралитете, все же за прошедшие выходные его кандидатура была отклонена, как потенциально опасная для Вячеслава Наговицына. Слишком силен. Возможно, речь идет о большой дубинке в руках Ботоева, ведь именно он является автором закона о депутатском расследовании, который аналитики посчитали нацеленным на Наговицына. Других же кандидатур на пост спикера, управляемых, но обладающих способностью держать шесть десятков вольнолюбивых депутатов в рамках системы, у «партии власти» в Народном Хурале не оказалось.

Неудивительно, что в условиях отсутствия запасных вариантов, после консультаций с Москвой, Матвея Гершевича в минувшие выходные пришлось срочно реанимировать из политического небытия и полного вакуума, в котором он успел оказаться на прошлой неделе. И в понедельник на пресс-конференции спикер НХ заявил, что он передумал, и что уйдет в отставку только после того, как большинство депутатов предъявит ему конкретные обвинения. Что маловероятно при сложившейся ситуации. Кстати, Борис Ботоев, который еще в пятницу рассматривался как наиболее реальный кандидат в спикеры, в понедельник ушел в отпуск, а Бато Семенов уехал в Мухоршибирь.

В то же время этот скандал показал, как мало нужно для того, чтобы при быстрой и организованной атаке оппозиции обрушить слабеющую троицу региональной власти, причем в считанные минуты. Когда глава, спикер и секретарь политсовета БРО «Единая Россия» сидели в зале Народного Хурала с бледными лицами, не в силах организовать самостоятельную и эффективную защиту форпостов власти без поддержки федералов. Несмотря на то, что федеральному центру сегодня не до Бурятии, оргвыводы случившегося, судя по всему, последуют уже в ближайшее время.

P.S. Как стало известно, депутатская оппозиция намерена собрать подписи для проведения внеочередной сессии НХ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру