В чем сила Ханхая Монголова

Секрет одного из самых загадочных депутатов Народного Хурала раскрыт

На сессии Народного Хурала, которая состоится на этой неделе, планируется рассмотреть вопрос о прекращении в связи с судимостью полномочий депутата Народного Хурала Ханхая Монголова.

Секрет одного из самых загадочных депутатов Народного Хурала раскрыт
Ханхай Монголов.

Как известно, вопрос о Монголове был включен в повестку сессии не без давления прокуратуры, подавшей аналогичный иск в суд. Но даже если вопрос и будет рассмотрен положительно, ряд обстоятельств в этой весьма странной истории представляет неподдельный интерес.

Эволюция взяткодателей Бурятии: расчет строго по безналу

Год назад пресс-служба следственного управления следственного комитета по Бурятии сообщила: Ханхай Монголов обвинялся в том, что как генеральный директор госпредприятия «Бурят-Фармация» через подставных лиц передавал взятки начальнику отдела фармации министерства здравоохранения Республики Бурятия Татьяне Цырендоржиевой и специалисту этого же отдела Цыпилме Бадмаевой. Этот отдел, где работали всего два человека (работало бы больше, денег с госпредприятия похитили бы еще больше), курировал «Бурят-Фармацию», от него зависели результаты торгов на социальное обеспечение граждан лекарственными средствами и многое другое. Чтобы получать вознаграждение за свое покровительство, дамы из отдела фармации нашли знакомых, которых фиктивно оформили грузчиками на госпредприятии.

Два с половиной года «грузчики» получали на предприятии зарплату, общий размер которой превысил 900 тысяч рублей. Однако фактически деньгами пользовались вышеуказанные дамы из отдела фармации, в чем они чистосердечно раскаялись прямо в зале суда. Как сообщила пресс-служба СУ СК по Бурятии, в ходе допроса в качестве обвиняемого и сам Ханхай Монголов дал признательные показания, то есть подтвердил факты передачи денежных средств должностным лицам минздрава Бурятии и даже возместил нанесенный предприятию вред. По этой причине суд по Ханхаю Монголову и его сообщникам проходил в особом порядке, за пару часов, то есть без участия прессы, опроса свидетелей и других необходимых формальностей.

Растратчик из Курумкана, не взявший себе ни копейки

Каково же было удивление юридической общественности, следящей за происходящим, когда выяснилось, что первоначальный взяткодатель Ханхай Монголов в суде предстал не как взяткодатель, а растратчик госимущества (ст. 160 УК РФ), а две дамы из министерства — соответственно не как взяткополучатели, а пособники в этой самой растрате. Никакой коррупции здесь и близко не стояло, зато невооруженным глазом просматривалась как минимум умственная неполноценность или редкое благодушие руководителя уважаемого госпредприятия, равно как и многочисленных участников этой самой растраты.

Объяснить, как годами Ханхай Монголов расхищал деньги фактически у себя самого и у собственного коллектива в пользу каких-то двух престарелых дам и при этом никакой выгоды с этого мероприятия не получал, невозможно иначе, как уникальными природными качествами уроженца села Аргада Курумканского района и не его одного. Ни копейки не получил от этих трат и начальник административно-хозяйственного отдела «Бурят-Фармации» некий Жаргал Пурбоевич Монголов, очень похожий на брата генерального директора, под началом которого годами «работали» фиктивные грузчики. Ни копейки не получали и те, кто принимал этих «грузчиков» на работу, оформлял договоры, принимал у них работу, ведь совершенно ясно, что на госпредприятии со строгой отчетностью провернуть такое в одиночку просто невозможно. Мало того, что все эти люди, включая грузчиков Малыгина, Дашижамсоева А.Б. и Дашижамсоева С.Б., никак под уголовную ответственность не попали, так еще и действовали на редкость для правонарушителей атипично, то есть проявляя бескорыстие и даже самопожертвование в интересах совершенно незнакомых им дам.

Вместо 22 млн. рублей в бюджет – 300 тысяч

Уголовный кодекс трактует взяткодательство как общественно опасное явление, где взяткополучатель предстается куда опаснее взяткодателя, который взятку вообще-то давать не хочет, но его к этому вынуждают. В сложившейся ситуации взаимного раскаяния по логике вещей штраф должен был получить не взяткодатель, а взяткополучатели. Причем по закону с мая 2011 года у нас в стране действуют правила кратных штрафов за взятку. На тот момент, когда возбуждалось и расследовалось уголовное дело Ханхая Монголова, для должностных лиц, которые попались на даче и получении взятки, предусматривались штрафы в размере от 25-кратной до 100-кратной суммы самой взятки, но не более 500 миллионов рублей. Иными словами, с Татьяны Цырендоржиевой и ее бывшей подчиненной Цыпилмы Бадмаевой должны были взыскать общий штраф минимум в размере 22,5 млн. рублей (900 тыс. рублей х 25), однако этого не произошло. В отличие от бездомного Александра Малькова, по вине которого два года назад в местечке Ута-Булаг Иволгинского района сгорел лес и которого суд приговорил к рекордному штрафу в 581 683 612 рублей, бывшие чиновницы явно родились под счастливой звездой. Вместо них суд назначил штраф самому Ханхаю Монголову, бескорыстнейшему человеку, который, признавшись во всем и собственноручно указав на чиновниц, вообще должен был бы избежать ответственности.

Однако Ханхай Монголов и здесь повел себя самым удивительным образом. Вместо того, чтобы заявить протест и обвинить во всем дам, курумканец Ханхай Монголов благородно взял все расходы на себя, возместив и ущерб, и назначенный ему судом штраф в 300 тысяч рублей. Взялся бы бывший гендиректор «Бурят-Фармации» Ханхай Монголов оплатить в бюджет 22,5 млн. рублей, вопрос риторический, но предположим, что, являясь замдиректора фармацевтической компании ООО «Виола» (а Интернет утверждает и о причастности Монголова к руководству ЗАО «Байкальские аптеки», ООО «Фармация Бурятии» и других коммерческих структур), сделать это ему было бы не так сложно.

Устоят ли депутаты перед великодушием Ханхая Монголова

Учитывая все вышесказанное, становится понятно, почему комиссия по депутатской этике Народного Хурала не пожелала снять с судимого депутата полномочия, а ведь имела все основания сделать это еще в декабре прошлого года, когда было вынесено решение первой инстанции. Душевные качества Ханхая Монголова, с самого начала не отрицавшего своей вины, изо всех сил помогавшего следствию, не собиравшегося обжаловать приговор и не обжаловавшего его, оказались столь выдающимися, что устоять перед таким человеком ни комиссии по депутатской этике, ни остальным депутатам не удалось. Великодушных людей надо поддерживать, и в результате получилось так, что как действующий депутат Хурала Ханхай Монголов, получая из бюджета с декабря 2014 года более 100 тыс. рублей ежемесячно (50 тыс. за статус депутата и еще 52 тыс. рублей на помощников), незаметно «компенсировал» вынесенный ему судом штраф.

Более того, есть основания полагать, что столь длительное нежелание лишать Ханхая Монголова полномочий дает ему шанс вообще снять судимость в связи с грядущей амнистией к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Подобное уже было, когда в декабре 2007 года Советский суд Улан-Удэ осудил и.о. министра экономики Бурятии Татьяну Думнову по знакомой нам статье 160 УК РФ («Присвоение или растрата»), приговорив ее к штрафу (внимание!) в 110 тысяч рублей при нанесенном бюджету ущербе в 30 тысяч рублей. В конце марта 2008 года Татьяна Думнова направила в суд ходатайство о досрочном снятии с себя судимости, поскольку ущерб она возместила, а штраф уплатила. 7 апреля 2008 года судимость с Думновой была снята, хотя, в отличие от Ханхая Монголова, она не признала своей вины, однако, сняв судимость, буквально тут же стала министром. Устоят ли в этот раз наши депутаты перед великодушием и прочими исключительными качествами нашего современника Ханхая Монголова, останется ли он депутатом и удивительным человеком, мы узнаем уже завтра.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру