15 февраля состоялся первый телефонный разговор между городами Улан-Удэ и Улан-Батор, таким образом, была установлена прямая телефонная связь между СССР и Монгольской Народной Республикой.
Также в феврале через Уду построили новый балочно-эстакадный мост, который первым же ледоходом был снесен. Катастрофа стала результатом упрощенного конструктивного решения сооружения, обусловленного тем, что это строительство рассматривалось временной мерой.
Трудящиеся Бурятии были обрадованы постановлением Совнаркома СССР от 6 мая за номером 1409. Документ разрешал Совнаркому Бурят-Монгольской АССР провести в ноябре 1942 года 600-летний юбилей народного эпоса «Гэсэр». И поручал Президиуму академии наук СССР и Президиуму союза советских писателей привлечь необходимые кадры специалистов для подготовки научного издания текста «Гэсэр» на бурят-монгольском и русском языках… Постановление подписано Председателем Совета Народных Комиссаров Союза ССР Иосифом Сталиным.
«Нам объявили, что началася война...»
Сообщение по радио о начале войны 22 июня прозвучало в городе в 17 часов. Первый митинг в тот же день прошел на ПВЗ, где присутствовало 1100 человек. Из резолюции митинга: «…Мы, рабочие, служащие и инженерно-технические работники ПВЗ,.. приложим все силы к тому, чтобы помочь нашей Красной Армии в ее героической борьбе с агрессором…». На следующий день, вечером 23 июня, на пл. Советов состоялся многолюдный митинг трудящихся Улан-Удэ, на котором представители рабочих, колхозников и интеллигенции Бурятии гневно осудили немецко-фашистских захватчиков, вероломно вторгшихся на нашу советскую родину, и заявили о своей готовности встать на защиту Отечества («Бурят-Монгольская правда», 1941 г., 25 июня, с. 1). Такие же митинги проходили на всех предприятиях и учреждениях города, где рабочие, служащие, учащиеся заявили о своей решимости грудью встать на защиту советской родины и самоотверженно трудиться во имя победы над врагом. В райвоенкоматы города поступили многочисленные заявления о добровольном вступлении в ряды Красной Армии.
Мобилизация
Патриотический подъем трудящихся города можно видеть из информации секретаря горкома ВКП(б) Дамбаевой от 13 июля: «…Начальник больницы железнодорожного узла тов. Алексеев, имеющий сорокалетний стаж врачебной работы,.. организовал курсы военных медицинских сестер в количестве 48 человек, которые регулярно занимаются. Начальник поликлиники железнодорожного узла ст. Улан-Удэ тов. Извеков организовал боевые дружины сестер…
Студенты педагогического, зооветеринарного институтов и техникумов и средних школ в количестве более 3000 человек выехали в колхозы для оказания им практической помощи… Значительная часть учителей школы №22 работает на госзаводе, а остальные уехали с учащимися в колхозы… Инженер-химик нефтебазы тов. Брутненко обслуживает две нефтебазы… Учителя школ №№64, 65 изучают телеграфное и телефонное дело… по одному Центральному району г. Улан-Удэ подано о добровольном зачислении в ряды РККА около 400 заявлений…» (к февралю 1942 г. только с Улан-Удэнского мясоконсервного комбината выбыло 700 человек, при среднесписочном составе рабочих в 945 чел. С ПВЗ выбыло более 2,5 тыс. человек, из-за этого здесь простаивало 15-20% токарных станков).
На мелькомбинате домохозяйки создали женские бригады, а девушки-комсомолки города выступили с почином о создании военно-санитарного кружка, работники Улан- Удэнского автотракторного ремонтного завода приняли решение работать ударными темпами. Например, стахановец мясокомбината А.Т.Иванов выдал семь норм за рабочую смену.
На подъеме
Особый патриотический подъем у трудящихся вызвал Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза нашему земляку, летчику Петру Тимофеевичу Харитонову («Правда», 1941 г., №187, 8 июля), который 27 июня 1941 г. в небе над Ленинградом совершил воздушный таран и стал одним из трех летчиков, удостоенных звания Героя Советского Союза в первые дни Великой Отечественной войны.
Советская интеллигенция города также «…ответила мобилизованностью, самоотверженной работой… Артисты, музыканты, художники Бурят-Монгольского ордена Ленина музыкально-драматического театра, театра русской драмы, Бурят-Монгольской филармонии решили провести отпуск в колхозах, оказать им помощь в производственной работе и также развернуть массово-политическую агитацию. Выезжая в колхозы, они подготовили антифашистский репертуар для выступления на открытых площадях в поле… Научные работники Бурят-Монгольского зооветинститута работали в качестве ветеринаров и зоотехников в крупных животноводческих колхозах…».
Первые госпитали
В августе 1941 г. в городе стали открываться первые эвакогоспитали, тогда они были открыты в следующих школах – №1 (госпиталь специализировался на лечении ранений и ожогов лица, глаз), №42 (нейрохирургического профиля), в 3-этажном каменном здании на пр. Победы, 6 (общехирургического профиля). В октябре эвакогоспитали открыли в школах №№3 и 4 и в здании железнодорожной больницы (ныне поликлиника по ул. Октябрьская, 36а). В январе 1942 г. открыли в школе №29 (специализировался на лечении ранений и ожогов лица, глаз), гостинице «Байкал» (женское отделение общехирургического профиля), общежитии пединститута и в двухэтажном бревенчатом здании (ул. Коммунистическая, 50а), в июне в двухэтажном каменном здании на «Батарейке» (ныне ул. им. К.В.Оцимика, 20, госпиталь, рассчитанный на 400 мест, 200 мест было отдано для больных с экстренной ампутацией конечностей). В январе 1943 г. в школе №20 (в госпитале было организовано лечение инфекционных заболеваний у эвакуированных с передовой и из прифронтовых госпиталей), в мае в двухэтажном кирпичном здании (ныне ул. Советская, 56).
Из отчета Наркомздрава БМАССР в конце 1945 г.: «...поступило раненых 30968, из них с ВСП — 27215 и из лечебных учреждений (внутренняя реэвакуация) — 3753 человека. Из них возвращено в часть 9582 человека (35,2%), направлено в дома отдыха и санатории 114 человек (0,4%), уволено в отпуск 462 человека (1,7%), уволено из Красной Армии временно (с переосвидетельствованием через 3-12 месяцев) и вовсе (снято с учета) — 16926 человек (62,2%), умерло 114 человек (0,4%)...».
Танки и самолеты от трудящихся
11 сентября 1941 года коллектив ПВЗ выступил с инициативой о создании народного фонда теплой одежды для воинов Красной Армии. И уже 1 января 1942 года эшелон новогодних подарков от трудящихся Бурят-Монголии вручен бойцам 93-й стрелковой дивизии на Западном фронте («Бурят-Монгольская правда», 1942 г., 1 января, с. 1). 11 апреля 1942 года из города был отправлен на фронт эшелон с первомайскими подарками, а 21 октября от трудящихся отправлено уже 30 вагонов с подарками («Бурят-Монгольская правда», 1942 г., 21 октября, с. 1).
Трудящиеся города приняли активное участие и в сборе средств на строительство танковых колонн. Уже 27 мая 1942 года в Тагиле председатель бурятской делегации Болсохоев в торжественной обстановке передал танковую колонну от Бурятии командованию 19-го учебного танкового полка Уральского военного округа. В июне 1942 года еще одна танковая колонна «Социалистическая Бурят-Монголия» была передана бойцам действующей Красной Армии. 29 января 1943 года была получена благодарность за сбор средств на строительство танковой колонны «имени 25-летия Красной Армии».
На строительство эскадрильи самолетов «Социалистическая Бурят-Монголия» трудящиеся внесли в Госбанк 23 миллиона рублей, за что была получена благодарность от И.В. Сталина. Также к апрелю 1942 г. свыше 50 миллионов рублей подписали трудящиеся Бурятии на военный госзаем. В 1944 г. сумма подписки на III государственный военный заем трудящимися Бурят-Монголии составила 87 миллионов рублей («Бурят-Монгольская правда», 1944 г., 7 мая, с. 1).
С ноября 1941 г. по май 1944 г. в городе находился в эвакуации Харьковский драматический театр, показавший за время своего пребывания 500 спектаклей и 350 шефских концертов в воинских частях и госпиталях города. В июне 1942 г. в Улан-Удэ в составе делегации воинов XI армии был прославленный снайпер Цырен-Даши Доржиев, награжденный орденом Ленина.
За самоотверженный труд
В январе 1942 г. связисты Бурятии завоевали переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. Это было первое знамя ГКО в республике. В сентябре 1943 г. по итогам победы во Всесоюзном социалистическом соревновании ПВЗ получил Красное знамя Государственного комитета обороны, а начальнику комплексной бригады паровозного цеха Г.И.Коваленко присвоено звание Героя Социалистического Труда. В декабре 1942 г. и январе 1944 г. Улан-Удэнский стекольный завод завоевывал переходящее Красное знамя ВЦСПС и Наркомата строительных материалов СССР.
А Улан-Удэнский мясоконсервный комбинат занимал в военные годы III место среди мясокомбинатов страны по объему валовой продукции. Комбинат вырабатывал мясо, мясные консервы, колбасы, альбумин, костную муку; до 50 наименований медицинской продукции. Кроме того, на мясокомбинате был создан цех для пошива меховых полушубков и валяльная мастерская для рукавиц. Коллектив комбината в военные годы четыре раза завоевывал знамя ГКО, четырнадцать раз знамя ВЦСПС и Наркомата мясной и молочной промышленности СССР. Красное знамя ГКО за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны оставлено комбинату на вечное хранение. Улан- Удэнский авиазавод вначале ремонтировал истребители И-4, И-153 (БИС) «Чайка», И-16, авиационные моторы М-23, М-73 и М-100.
С февраля 1943 года завод стал выпускать самолет Ла-5, который отлично проявил себя в битве за Сталинград и в сражении на Курской дуге. До июня 1944 г. ВВС было передано 283 боевые машины. В дальнейшем до марта 1946 г. было выпущено 249 самолетов Ла-7.
Благодаря самоотверженной работе верующих Бурятии было дано разрешение 3 мая 1945 г. об открытии буддийского храма «Хамбинское Сумэ» в улусе Средняя Иволга. 4 мая постановлением №190 Совета народных комиссаров БМАССР открыт в г. Улан-Удэ православный приход Вознесенской церкви.
Этот День Победы!
9 мая вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая праздником Победы. 10 мая в полдень на пл. Советов состоялся митинг по случаю Дня Победы: «...Из радиорепродукторов беспрерывно льются на русском и бурятском языках торжественные слова в честь победы. На улице Ленина столицы колышутся красные полотнища, многолюдно. Все идут на праздничный митинг. Там и тут слышны задорные песни, шум и веселье танцующих... Песни, танцы, поздравления, ехор... Торжественные песни и марши выводят оркестры... Полдень. На балкон Дома Советов поднимаются руководители республики, офицеры, знатные люди. Митинг начинается... На митинге выступили от имени стахановцев городских предприятий токарь ПВЗ т. Конобеев, заслуженный деятель искусств БМАССР художник т. Мэрдыгеев, от молодежи города — секретарь комсомольской организации НКГБ т. Мункоева...», писала «Бурят-Монгольская правда».
Начинались трудовые будни…