Трущоб в Улан-Удэ не допущу

Николай Павлюк озвучил свою программу действий на ближайшее будущее

Улан-Удэнский рынок ЖКХ переживает беспрецедентные события. Мастодонтам, много лет называвшим себя управляющими организациями, впервые за всю постсоветскую историю публично дали по носу.

Николай Павлюк озвучил свою программу действий на ближайшее будущее
Николай Павлюк.

Если в целом по России не получили лицензии 12 процентов управляющих организаций, то в Бурятии — 30 процентов. Фактически впервые власть открыто заявила, что так работать с жильем, как работали в Улан-Удэ до сих пор, нельзя. Что делать домам, которые оказались без управляющих организаций и что изменится там, где «управляшки» все-таки получили лицензию, мы решили спросить у главного идеолога грянувших преобразований, руководителя республиканской службы государственной жилищной инспекции Республики Бурятия Николая Павлюка.

— Николай Владимирович, давайте по порядку. 29 апреля возглавляемая вами лицензионная комиссия одобрила работу 25 из более чем 90 управляющих организаций, в том числе в Улан-Удэ подтвердили свое право работать на рынке только 11 из 65 управляющих организаций. Однако 8 мая та же самая комиссия отменила свое же решение и выдала еще 36 лицензий тем, кому еще вчера отказала. Закон гласит, что если решение единожды вынесено, отменить его может либо суд, либо вышестоящая инстанция. Отмена собственного решения — это грубое нарушение и, если хотите, коррупция, вы так не считаете?

— Было очень много споров по этому поводу: идти ли навстречу муниципалитету, что о нас подумают люди и так далее. Добавлю, что 21 мая было еще одно заседание комиссии, и к тем 36 лицензиям добавилась лицензия управляющей организации «Стекольное». Почему произошло так? Лицензионная комиссия — постоянно действующий коллегиальный орган, где все решается большинством голосов, я являюсь только председателем. Закон напрямую не запрещает комиссии отменять свои собственные решения. Когда после 29 апреля в комиссию поступило обращение от города, подписанное Олегом Григорьевичем Екимовским, исполнявшим на тот момент обязанности руководителя администрации, я как председатель не мог на него не отреагировать. Учитывая нестандартность ситуации, вопрос вынесли на обсуждение. 6 мая комиссия проголосовала за пересмотр результатов, 8 мая было вынесено новое решение.

— Позвольте узнать, а вы сами 6 мая как голосовали?

— Буду честен, я голосовал за пересмотр и объясню, почему. Лицензирование — это сильный рычаг регулирования рынка ЖКХ, который вводится для нас впервые, и здесь главным должен быть закон. Когда начались дебаты, споры, где одни доказывают, что они хорошо работают, а другие утверждают, что в ЖКХ ничего не делается, было принято решение результаты пересмотреть, найти золотую середину. Нынешний закон не ограничивает перемены одной только выдачей лицензии. На сегодня зарегистрирован административный регламент ведения лицензионного контроля в этой сфере, где неисполнение двух предписаний в течение года влечет отмену лицензии. Если вчера штрафы в этой сфере были от 5 до 50 тыс. рублей, то сегодня это 100-300 тыс. рублей и дисквалификация руководителя до 3 лет. Комиссия пошла навстречу городу, но этот поступок никак не изменил современных требований к управляющим организациям. То есть если уже завтра управляющие организации не будут исполнять лицензионные требования, а будут работать по-старому, мы без сожаления лишим их лицензии.

— Почему лицензионную комиссию возглавили именно вы?

— В лицензионную комиссию входят представители минстроя, Народного Хурала, общественников, самих управляющих организаций, ОНФ. Мне кажется, идеально было бы назначить председателем общественника, но выбор пал на меня. Думаю, правительство тоже желало более жесткого воздействия на эту сферу, откуда идет самое большое количество жалоб. Требовалось все это хорошенько встряхнуть, сформировать весомый рычаг, который бы реально работал.

— Неделю назад в Хурале состоялось совещание по дому Комсомольская, 1, на котором депутат горсовета Сергей Супоня обслуживающий дом и, как известно, не получивший лицензии, заявил, что с 18 мая прекращает производить по нему начисления, вывозить мусор и так далее. Сколько всего домов в Улан-Удэ остались без управляющих организаций и что им делать?

— Могу сказать, что те управляющие организации, которые прошли лицензирование, закрепили за собой около 1000 домов из 5600 многоквартирных домов имеющегося по республике жилого фонда. Как быть остальным собственникам 4600 домов? Закон говорит, что «Эталон-С» не имеет права приостанавливать работу на доме до тех пор, пока там не появится другая управляющая организация. По закону дается 15 дней, чтобы собственники выбрали другую управляющую организацию. Если этого не произошло, муниципалитет обязан объявить открытый конкурс на обслуживание этого дома и определить победителя.

— Несомненно, конкурсы состоятся, вопрос только в том, кто и что в результате получит. Рентабельные в обслуживании благоустроенные дома бизнес заберет, а от деревянных, убыточных откажется. Если эти трущобы десятилетиями содержались за счет благоустроенного сектора, сегодня они будут брошены на произвол судьбы. Что, по-вашему, делать с такими домами?

— Действительно, когда начиналось лицензирование, управляющие организации обратились к нам с заявлениями, где были указаны 1500 домов вместо 5600 домов, которые они до этого обслуживали. То есть по каким-то причинам они сразу начали отказываться от обслуживания проблемных домов, но и такое обслуживание дальше продолжаться тоже не могло. Нельзя признать нормальной ситуацию, когда на заседании встает руководитель управляющей организации и говорит, что все потому сложилось так, что деньги с благоустроенного дома она направляет на соседний неблагоустроенный.

Это грубейшее нарушение закона. Деньги, собранные с конкретного дома, должны расходоваться только на этот дом и ни на какой другой. Как с меня, собственника, можно требовать повысить тариф, если я знаю, что мои деньги тратятся где-то на стороне.

Все говорят, что собственники не хотят платить, но они не хотят, потому что не знают, за что они платят, и они правы. Если им это объяснить, если все договоры, расчеты сделать прозрачными, как не раз подчеркивал глава республики Вячеслав Наговицын, ситуация изменится. Люди будут платить, если будут видеть, за что они платят. По статистике жители Бурятии платят коммунальной сфере республики 1 млрд. рублей, примерно столько же, сколько за Интернет и сотовым операторам. Но почему-то с работой операторов у нас все в порядке, а жалоб на работу управляющих организаций больше всех остальных.

— Когда-то, чтобы заниматься в нашей стране риэлторством и многим чем еще, нужно было получить лицензию. Потом государство отменило лицензирование на многие виды деятельности, поскольку к нам пришел рынок, который должен был все отрегулировать, решить все вопросы. Но задуманное случилось не везде. Через двадцать лет на нашем рынке коммунальных услуг вновь вводится лицензирование, чтобы вручную управлять этим проблемным хозяйством. Вопрос в том, что делать, если работать с трущобами, где сегодня 99 процентов собственников не живут, а живут арендаторы, так и не найдется желающих. Как вы думаете, может, пришла пора, как в других странах, штрафовать собственников за то, что они содержат свое имущество в ненадлежащем виде?

— Я даже сторонник того, чтобы отбирать жилье у таких собственников. Всегда надо разграничивать, либо есть те, у кого действительно нет денег, либо у человека это второе жилье, он получает с него доход и при этом не желает содержать его в порядке. Параллельно нужно вводить штрафы. Я видел много собственников, среди них и тех, кого надо научить, как выбирать и потом контролировать управляющую организацию. Если выбирать не получается, свое слово должен сказать муниципалитет. В Северобайкальске, например, для этих целей создали муниципальное предприятие. То же самое хотят сделать в пос. Сотниково.

Любимая тема управляющих организаций, что у них есть аварийная служба, есть техника, а у вновь созданных организаций нет ничего, кроме компьютера, стола и ручки. Но цель управленцев — управлять, он и должен иметь только светлую голову, стол и ручку, заключать договоры с подрядчиками, которых на рынке множество, и контролировать исполнение договоров.

— А вас не смущает, что существовавшие двадцать лет назад в городе МУПы все как один обанкротились? Что уже сегодня в Улан-Удэ водоналивные будки, туалеты возле неблагоустроенных домов уже финансируются за счет бюджета, и собственники не желают брать эти расходы на себя. Наконец, мы уповаем на конкурс, а выбирать-то будет из кого? В свое время город не пустил в Улан- Удэ конкурентов (опыт «Мегаполиса»), и сегодня конкуренции в этом секторе практически нет. Не секрет, что сегодня те управляющие организации, кто не получил лицензию, оформляют новую организацию почти с тем же названием, приходят на конкурс, чтобы зайти на те же самые дома. Не получится ли так, что названия у «управляшек» поменяются, а все останется по-прежнему?

— Позволю с вами не согласиться. Зачастую собственники хотят поменять управляющую организацию, но им не дают этого сделать. Например, ко мне приходили собственники, чей дом обслуживает ЖЭУ-1. Они хотели бы выбрать ООО «Лотос», но ЖЭУ-1 не отдает дом. Но в любом случае — будет ли там ЖЭУ или придет «Лотос», управляющая организация должна будет научиться работать с людьми. Прежняя схема «начисляй и выбивай» после 1 мая 2015 года работать в Бурятии не будет.

— Вы так уверенно об этом говорите, словно в том доме, в котором вы живете, все это уже есть. Боюсь спрашивать, сколько лет работает на рынке ваша управляющая организация и получила ли она лицензию 29 апреля?

— Мой многоквартирный дом обслуживает управляющая организация, которая также работает на нем с советских времен, и эта организация получила лицензию только при повторном рассмотрении вопроса 8 мая. В нашем доме не все идеально, но уже создан совет дома, решается вопрос по заключению договоров в соответствии с законом, и я в этом собственникам помогаю.

— Как теперь собственники должны строить свои взаимоотношения с новыми — старыми управляющими компаниями?

— Собственники должны требовать заключения договора на управление своим домом. Примерный образец такого договора мы всем раздали, его суть в том, что компания не только оказывает дому услуги, а отвечает в этом доме за все, действительно управляет им. Например, может собирать коммунальные платежи и рассчитываться с ресурсоснабжающими организациями. Кстати, по закону ОДН начисляются собственникам по нормативу, установленному РСТ, а сверхнормативное потребление оплачивает управляющая организация, и она таким образом становится заинтересованной в энергосберегающих мероприятиях на доме. Управляющие организации должны сегодня прийти к людям и заключить с ними соответствующие закону договоры, либо работать так, чтобы не было жалоб.

Я считаю, законы у нас хорошие, но к любому закону надо приложить руки. Я считаю, что республиканская служба государственной жилищной инспекции Республики Бурятия не делает ничего особенного, просто мы стараемся реанимировать то, что давно должно у нас работать. Думаю, месяца через два все волнения улягутся, и работа управляющих организаций войдет в свое русло.

— Подводя итоги, можно сказать, что ЖКХ Улан-Удэ окончательно прощается с наследием прошлого. Да, мы не пустили на свой рынок конкурентов, но и работать лучше не стали. Если сорок лет назад наши родители в шутку называли хрущовки трущобами, то теперь мы точно знаем, что такое настоящие трущобы, когда у одних напрочь исчезает привычка платить, а у других — нести ответственность за свою работу. Наконец-то в Улан-Удэ появился человек, который взял на себя эту ответственность. Я от души желаю вам успехов!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру