Ни себе, ни людям.
Дальше — больше! Ближе к грунтовой дороге, идущей вдоль зоны отдыха «Побережье Байкала», бригада строителей в сжатые сроки соорудила металлический забор, перегородивший путь к озеру, — ни обойти, ни объехать. Теперь к Байкалу можно пробраться только пешком через узкую калитку в заборе, а это почти полкилометра до кромки воды. Люди, приезжающие сюда ради сероводородных процедур, вынуждены бросать машины далеко от пункта назначения — целебного источника, добираться своим ходом, но, обнаружив закрытые на замок бассейн и душевые, в недоумении возвращаться обратно. Выяснить, почему сероводородная «лечебница» не работает, не у кого. Старый хозяин вышвырнут вон, новый не показывает носа. Районные власти как воды в рот набрали — молчат!
Напомним, что прежде здесь хозяйничала фирма «Байкал-ТЭКО». В 2013 году арбитражный суд Бурятии, удовлетворив исковые требования администрации района, расторгнул с ней договор аренды на земельный участок. Формальный повод — нарушение санитарных норм. В действительности же, выдавая фирме разрешение на аренду и строительство здесь ванного корпуса и инфраструктурных объектов, районное начальство превысило полномочия, поскольку земли эти у Байкала являются федеральной собственностью. Однако, несмотря на судебный вердикт, ванный корпус и душевые, будто по инерции, продолжали функционировать вплоть до конца мая нынешнего года.
Все это время втайне от всех разыгрывалась операция по передаче поистине золотой скважины с термальной лечебной водой в частные руки — минуя аукционы и конкурсы и оставляя за бортом официальных резидентов рекреационной зоны «Подлеморье» — владельцев гостевых домов, коих в этом восточном кусте байкальского побережья (Энхалук, Сухая, Заречье) несколько десятков. Они и рассказали «МК», что на территории источника в местности Загза вот уже несколько дней хозяйничает предприниматель и депутат Кабанского райсовета, некто Игорь Титов.
Его люди обрезали трубу, осушили бассейн, организовали слив горячей воды в болото, построили металлический забор, а сейчас достраивают третий по счету объект — то ли жилой дом, то ли сторожку с капитальным (бетонным) основанием, что нарушает требования законодательства.
Беспокойство резидентов туристской зоны «Подлеморье» понятно. Скважина с горячим сероводородом, лечебные свойства которого доказаны клиническими испытаниями, являлась визитной карточкой туристского бизнеса на восточном побережье Байкала в Кабанском районе Бурятии. Близость от Улан-Удэ (162 километра), хорошая дорога и, разумеется, сам Байкал с его ландшафтами обеспечивали устойчивый спрос на оздоровительный отдых круглогодичного действия. В год сюда приезжало не менее ста тысяч человек, оставлявших здесь свои деньги. За порцией здоровья к Загзе ехали со всей России, те, кому показаны были и сероводородные ванны, и энергетика озера-моря. Нередкими гостями были и иностранцы, охочие до «дикого» туризма.
— Когда я говорю моим постоянным клиентам, что источник закрыт, они отказываются ехать, — жалуется «МК» руководитель гостевого дома «Сакура» Сергей Белоусов. — А сегодня мне звонят представители турфирмы в Санкт-Петербурге о возможности расселения двух групп из Австралии, и когда я им объясняю, что в программе произошли серьезные изменения — закрылся источник, настроение партнеров меняется кардинально.
— Нынешний туристический сезон под угрозой срыва, — говорит «МК» руководитель гостевого дома «Тэнгэри» Дарья Ринчинова. — Мы среди коллег по туристическому бизнесу имели преимущество: Байкал, который есть у всех, и уникальный сероводородный источник, который только у нас. Этот дуэт обеспечивал нам стабильный спрос, наши постоянные клиенты приезжают сюда, в том числе, за оздоровительными процедурами. У нас буквально выбили из-под ног почву. Кого винить?
Откровенно рейдерские мотивы происходящего видны невооруженным взглядом: так решительно внести разлад в привычный порядок вещей (отрезать трубу, поставить забор) можно только под прикрытием влиятельной особы. Статуса депутата районного совета здесь явно недостаточно, чтобы рисковать отношениями даже не с резидентами кластера «Подлеморье» — а со всеми жителями Кабанского района, особенно его восточного куста.
— Местные жители привыкли сами принимать здесь сероводородные ванны, — говорит Сергей Белоусов. — К ним каждое лето приезжают родственники и друзья, чтобы тоже оздоровиться. И когда люди узнают, что ванный корпус не работает — отрезан от воды, мало не покажется…
— Я считаю, что термальный источник (скважина) — народное достояние, даже если лицензией на нее располагает научное учреждение, — говорит «МК» член координационного совета по развитию предпринимательства при главе администрации Кабанского района, директор туристической базы «Теремки» Алексей Котов. — Так сложилось, что источник стал ресурсной базой для развития туризма на этом участке Байкала. Поэтому понятна негативная реакция резидентов «Подлеморья», которые вкладываются в развитие отрасли и вправе рассчитывать на ответные шаги региональной и муниципальной власти. То, что сейчас происходит, конечно же, не устраивает никого: люди приезжают, видят, что источник больше не работает, разочаровываясь, уезжают обратно! Турбазы теряют клиентов!
«Титов без покровительства свыше не стал бы действовать так нахраписто», — убеждены собеседники «МК», и догадываются, кто за этим мог бы стоять. Именно поэтому резиденты собираются обратиться с жалобой в прокуратуру Бурятии, минуя Вячеслава Наговицына, понимая, что их коллективное письмо будет спущено по подведомственности — заместителю председателя правительства по экономике Александру Чепику, имеющему дружеские отношения с главой Кабанского района Сергеем Савватеевым. Рассказывают, что зампред довольно частый гость савватеевской дачи на Байкальском прибое...
Минувшей зимой «МК» писал, что в 2013 году районные власти объявили среди резидентов «Подлеморья» конкурс на лучший проект лечебно-оздоровительного комплекса в местности Загза, включающего в себя все прелести современного рекреационного сопровождения. Однако по неизвестным причинам конкурс не состоялся. Документы были направлены в адрес Александра Чепика, да там и сгинули. Бесследно. Чуть позже резиденты, изрядно потратившиеся на проектные решения, получили официальные письма о том, что участок земли, на котором находится скважина, относится к землям водного фонда России, и районные власти не уполномочены ими распоряжаться.
А в конце мая на участке развилась бурная деятельность. Значит, кому-то все-таки можно на федеральной земле просто зайти, всех выгнать и, минуя общественные слушания, в центральной экологической зоне строить капитальные сооружения?
Вот почему резиденты «Подлеморья» чувствуют себя обманутыми. Их не только лишили возможности самостоятельно поучаствовать в развитии туризма на Байкале. У них отобрали то, что наполняет смыслом их существование как резидентов — без пояснений со стороны районной власти, без переговоров, как будто именно они здесь — чужие люди.
Комментарий
Андрей Измайлов, председатель общественного совета по туризму при республиканском агентстве по туризму:
— В этой истории необходимо детально разобраться с подключением контролирующих и компетентных органов, поскольку речь идет не только о термальном источнике, выходящем на поверхность из скважины, пробуренной в 60-х годах прошлого столетия. И о землях водного и лесного фонда, использование которых в центральной экологической зоне регулируется федеральным законодательством. Речь о том, что на старте очередного туристского сезона резиденты кластера «Подлеморье» лишились одного из главных своих экономических ресурсов — термального источника. Ведь за каждым таким резидентом — тысячи туристов, которые приезжают в Бурятию отдохнуть и поправить здоровье. Но им даже нечего сказать! Никто не знает наверняка, что здесь произошло — захват или законная передача имущества новому арендатору.