Сам же он называет себя простым буддийским монахом и ведет в горном индийском селении Дхарамсала более полувека со времен его вынужденного бегства из родного Тибета такую же аскетическую жизнь, как и вели-кий индийский гуманист XX века и проповедник ненасилия Махатма Ганди. И так же, как Ганди, Далай-лама снискал себе уважение людей всего мира, прежде всего, тем, что живет по тем принципам сострадания и любви, которые проповедует, и искренен во всех своих «деяниях истины». Его мудрые проповеди обращены к сердцам всех людей, без их разделения на «буддистов» и «небуддистов», «своих» и «чужих» и несут им тепло его чистой любви и чудесного обаяния. Кому-то он кажется мечтателем и идеалистом. Кто-то настроен скептически к его идее Срединного пути как стратегии решения тибетской проблемы. Кто-то критикует его, отстаивая свои убеждения и привязанности. Но повсюду в мире признают его высочайший нравственный авторитет. Все те, кто открыт для того чтобы услышать Далай-ламу, не могут не почувствовать силу его слов, когда он говорит о всеобщей ответственности и этике нового тысячелетия. Он имеет поразительную популярность. И дело тут не в том, что он крупнейший буддийский лидер современности и самый великий из всех Далай-лам.
Как пишет в своей книге «Зачем нам Далай-лама?» известный американский буддолог и давний друг Его Святейшества Далай-ламы проф. Роберт Турман, «кажется, Далай-лама нравится всем без исключения, даже тем, кто изначально был скептически настроен по отношению к нему». В чем причина такого феноменального явления? Прежде всего, думается, в том, что он настоящий буддийский монах, полностью обуздавший и уми-ротворивший собственный ум и ясно сознающий, кто он есть на самом де-ле и какова реальность на самом деле, а потому лишенный тех препятствий, которые мешают собственному развитию, подлинному взаимопониманию и сердечному общению людей. А раз нет внутренних препятствий, то ничто не мешает изливаться его энергии всеобъемлющей любви на тех, с кем Далай-лама встречается. И люди не могут не чувствовать этого.
Его Святейшество Далай-лама настолько чист от присущих нам, обычным людям, привязанностей к положению, славе, репутации, титулу, богатству и прочим привлекательным вещам, что без ложной скромности называет себя обычным человеком и обращается к другим людям не как Далай-лама, а как человек. Он говорит с людьми, куда бы ни отправился, о тех вещах, которые всех объединяют и по-настоящему важны для каждого отдельного человека, для человечества и нашей планеты. Проф. Турман в своей книге совершенно справедливо пишет, что нам всем следовало бы глубже понимать Далай-ламу и предпринимаемые им «деяния истины», следовало бы «больше обращаться к его мудрости и состраданию для решения проблем мирового значения».
Будучи буддийским монахом и лидером индо-тибетской махаяны, Далай-лама никогда не занимается миссионерством – не пытается обратить в буддизм тех, чьей традиционной религией буддизм не был. Более того, по его словам, Будда не приходит в мир как «буддийский» Будда. Иными словами, разделение людей на религиозные группы, как и прочие формы разделения, способно порождать конфликты и войны и оно противоречит тому, что в своей сущности все люди равны. Поэтому он активный приверженец межрелигиозной гармонии и взаимной толерантности.
Его Святейшество способен совершать «деяния истины», вселяющие в других оптимизм и надежду даже в самой тяжелой ситуации, ибо сам он является достоверным существом. Так же как Будда Шакьямуни, которого великий индийский философ и логик Дигнага в своей «Праманасамуччае» называл «Ставший достоверным существом», Его Святейшество Далай-лама стал достоверным существом: он не претендует на то, чтобы быть Спасителем и никогда не назовет себя воплощением божества, но всей своей жизнью и деятельностью показывает, что Учение, проповеданное Буддой – это не утопия и не абстрактная философия, а нечто в реальности осуществимое и в высшей степени полезное для всех живущих. Далай-лама – особого рода реалист: он познал реальность, как она есть – в бессамостности и относительности, и реализовал силою этого высшего знания бла-гую природу своего сознания. Благодаря этому он способен доказать другим людям своим образом жизни и мысли, что потенциал человеческой личности имеет великую мощь и благую энергию, которой мы должны овладеть, совершив внутреннюю революцию. В этом смысле Его Святей-шество Далай-лама, как и Будда Шакьямуни, является величайшим революционером.
Революция в сознании – это единственная по-настоящему полезная для всех революция, и быть буддистом означает совершить эту ментальную революцию, которая высвобождает великую энергию добра, направ-ленного на всех без исключения. Тот, кто совершил революцию в сознании, способен действовать намного масштабнее и на гораздо более тонких уровнях реальности, чем обычные люди. И идеи ненасилия, сострадания, альтруизма и другие истины взаимозависимого существования, которым он учит, пусть и кажутся кому-то несбыточными, на самом деле основаны на самом глубоком понимании природы вещей и людей, а потому будут получать признание все большего числа людей. Поэтому буддизм, особенно индо-тибетская махаяна, сегодня широко распространяется по всему миру и вызывает перманентно растущий интерес. Та форма презентации буддизма, которая характерна для Его Святейшества Далай-ламы, основана на рационалистической традиции древнеиндийского монастырского университета Наланда. Его Святейшество часто говорит, что является сыном Индии – и потому, что Индия стала его второй родиной, и потому, что он является наследником Наланды. Сегодня он вместе с другими тибетскими учеными и ламами возвращает Индии утраченное ею богатство Дхармы. И из Индии Учение Будды получает распространение по всему миру.
Понимая планетарное, более того, вселенское, значение личности Далай-ламы, не следует забывать, что он человек, рожденный в Тибете. Он сын своего народа, взращенный соками древней тибетской культуры и во-площающий его лучшие качества. Правитель, потерявший свою страну. Изгнанник, стремящийся вернуться на родину. Политика Срединного пути, которой Далай-лама придерживался до тех пор, пока не положил ко-нец существованию института Ганден Подранг как политического института и не отказался полностью от выполнения каких-либо государственных и политических функций, продолжает проводиться Центральной Тибетской администрацией под руководством Лобсанга Сенге. Несмотря на кажущу-юся утопичность, она выражает подлинные чаяния тибетского народа и наиболее реалистичную перспективу достижения компромисса в более чем полувековом конфликте. Позиция Его Святейшества Далай-ламы в тибет-ском вопросе самым убедительным образом подтверждает, что он на самом деле является бодхисаттвой, существом с великим сердцем. Кто как не бодхисатва, несмотря на все трагические эпизоды новейшей истории Тибета, связанные с его вхождением в состав КНР, и участившиеся акты само-сожжений тибетцев в знак протеста против китайского правления, способен не утратить любви к «китайским братьям и сестрам» и остаться искренним в этих чувствах?
6 июля Его Святейшеству Далай-ламе XIV исполняется 80 лет. Для всего буддийского мира это великий праздник. В этот день Учитель будет принимать поздравления от всего мира. В Бурятии этот день будет отме-чен молебнами в дацанах, в театре оперы и балета состоится, по ежегодной традиции, организованный Буддийской общиной «Зеленая Тара», посвященный дню рождения Его Святейшества. Его откроет досточтимый Геше ДжампаТинлей – ученик Его Святейшества Далай-ламы, который был направлен им в 1993 г. в Россию в качестве его духовного представителя и с тех пор обучает философии и практике буддизма многочисленных учеников более чем в 20 городах России и ближнего зарубежья.
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, известный в России центр буддологических исследований, регулярно проводит в день рождения Его Святейшества Далай-ламы посвященные ему Круглые столы и конференции. В этом году 6 июля в ИМБТ СО РАН со-стоится международный семинар на тему «Буддизм и трансформация традиционных мировоззрений народов России, Внутренней и Восточной Азии», посвященный 80-летию со дня рождения Его Святейшества Далай-ламы.
С наступающим праздником всех жителей Бурятии!
Да пребудут вечно в этом мире лотосовые стопы Его Святейшества Далай-ламы XIV!
Поздравление Досточтимого геше Джампа Тинлея по случаю 80-летия со дня рождения Его Святейшества Далай-ламы XIV
В этом году исполняется 80 лет со дня рождения Его Святейшества Далай-ламы XIV. Для нас, жителей России, и особенно — Бурятии, Тувы и Калмыкии, а также для Монголии, Тибета и многих других частей света, по отношению к которым Его Святейшество проявляет невероятною доброту, — это день, когда Солнце счастья взошло над нашим миром.
Поэтому в день 80-летия Его Святейшества всем нам, буддистам Бурятии и других регионов, следует выразить особую благодарность Его Святейшеству Далай-ламе и вознести молитвы о том, чтобы жизнь его длилась долго.
Шестого июля мы организуем большой праздничный концерт в театре оперы и балета, посвящённый дню рождения Его Святейшества, и я хотел бы сказать всем, кто имеет возможность прийти на это торжество: «Добро пожаловать!» Если же вы не сможете присутствовать на этом празднике лично, помолитесь о долгой жизни Его Святейшества. Я думаю, что это очень важно.