До чертиков

В 1924 году прибыль Верхнеудинского винного завода составляла 500 тысяч рублей, а годовой бюджет города — 357 тысяч рублей

В статье русского историка Серафима Шашкова «Очерки русских нравов в старинной Сибири» за 1867 г. написано, что в XVIII веке пьянство в Сибири было всеобщим пороком и имело огромные размеры.

В 1924 году прибыль Верхнеудинского винного завода составляла 500 тысяч рублей, а годовой бюджет города — 357 тысяч рублей

Даже соседние страны возмущало пьянство сибиряков. Купцам однажды запретили въезжать в Китай из-за «их безмерного пьянства». А один из пекинских миссионеров, «дьякон Филимонов, затесался пьяный во дворец богдохана и исколотил там китайских министров». Он был закован в кандалы и выслан в Селенгинск.

В 1876 г. Верхнеудинская городская дума приняла постановление о сокращении питейных заведений в городе, что не возымело должного действия и в 1876 г. вновь вышло постановление Верхнеудинской городской думы о запрете строить трактирные заведения всех видов ближе 40 саженей от христианских храмов, учебных заведений, а также на рынках и в торговых рядах.

Случались сбои. 10 июня 1878 г. в Верхнеудинске был большой пожар и краевед пишет: «...Во время пожара открылась повальная эпидемия — запойное пьянство. Более половины города пило до чертиков. Пили работники и кухарки, пили хозяева и хозяйки, пили жулики и честные люди, пили мужички и интеллигентные люди. Иной несколько лет не брал вина в рот, а тут, ввиду всеобщего бедствия, разрешил напропалую, должно быть из сочувствия…».

Однако пьяное «лобби» не дремало и в 1882 г. Верхнеудинская управа приняла решение об открытии новых трактирных и питейных заведений в городе. Царская власть поняла, что частная торговля мало приносит прибыли в казну и в 1894 г. решением правительства Российской империи введена казенная монополия на питейное дело.

Тем временем на местах, заботясь здоровьем населения Верхнеудинска, которое составляло в 1901 г. 5834 чел., а в 1904 г. 9530 человек, приняло решение оставить всего 20 питейных заведений и запретить их открывать по всей улице Большой (ныне Ленина). 16 января 1905 г. газета «Верхнеудинский листок» пишет: «Мы получили письмо за подписью учащихся, в котором просят обратить внимание на безобразия, творимые у монополии вблизи с женской прогимназией (ныне на месте гимназии художественный музей. — Авт.). Такое соседство кабака с храмом науки действительно можно встретить не во всяком городе. Девочкам и мальчикам приходится ходить мимо монополии и слышать такие образцы изящной словесности, от которых даже извозчики краснеют…».

В 1914 г. в связи с началом 1-й мировой войны по ходатайству 720 жителей г. Верхнеудинска полностью запрещена торговля спиртными напитками, так как ранее ежедневно по 38 пьяниц и дебоширов доставлялись в каталажку, а шести городовых в городе было недостаточно. Члены правления и ревизионной комиссии потребительского общества «Экономия» позже отмечали: «…с прекращением торговли спиртными напитками сократилось до минимума число преступлений и хулиганств, увеличилось народное достояние, о чем свидетельствует громадный приток вкладов в сберегательные кассы. В семьях установился мир, дети, и в особенности жены, отдыхают от кошмарного смертного боя и благодарят судьбу…».

После установления Советской власти была прекращена торговля алкоголем в частных лавках. Казенную водку тогда называли «Николаевкой», так как водка изготавливалась из спирта Николаевского спиртзавода, который возили на Верхнеудинский государственный винный завод №1. Бутылки запечатывались сургучом. Чистая прибыль винного завода 1924 года составляла 500 тысяч рублей, а годовой бюджет города — 357 тысяч рублей.

Интересно описание одной улицы в городе за апрель 1926 г. Калининская улица (бывшая Спасская). «Пьяная улица. Улица выходила к Зеленому базару. На улице находились винная лавка и китайские столовые с хрипящими граммофонами и визгливыми скрипками. Длинные очереди из оборванцев около винной лавки, густой мат, зажатые в руках ножи и обломки кирпичей. Еще с утра у винной лавки толпится народ — это торговцы прибегают перехватить для «разогрения». К концу базарного дня со всех концов стягиваются нищие, калеки, пьяницы, воры, ночлежники. Здесь собирается верхнеудинское дно («Бурят-Монгольская правда», 1926 г., №83).

Советские руководители, предпочитая не видеть в дни своих торжеств пьяных людей, принимали такие решения: «20 января 1928 г. вышло постановление горсовета №89, что в день памяти В.И.Ленина и Кровавого воскресенья запрещено действие кинотеатров и прочих увеселительных заведений. Также запрещена торговля алкоголем». А 1 февраля 1928 г. в городе началась кампания борьбы с самогоноварением, ибо, как и до Октябрьской революции, государство нуждалось в деньгах.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру