Вячеслав Наговицын: "Мы будем развиваться несмотря ни на что!"

Глава Бурятии рассказал журналистам о добыче нерпы, газопроводе, детских садах и самоволках

О бюджете

— Могу сказать, что у нас достаточно неплохие результаты в 2015 году, у нас много экспортно-ориентированных предприятий, и в связи с курсом рубля они поднимают нашу экономику.

Глава Бурятии рассказал журналистам о добыче нерпы, газопроводе, детских садах и самоволках

У нас по бюджету сложились неплохие показатели, и в результате один миллиард рублей мы даем районам, чтобы они сбалансировали свои бюджеты, немного «отпустили пружину». В начале года мы точно не знали, как он будет складываться, и «зажали» текущие расходы, поэтому просили все министерства и районы разработать планы по оптимизации своих расходов. Девять месяцев работы показали, что мы можем ослабить давление, и, выделяя эти деньги, удастся закрыть многие вопросы на местах. В том числе житейские.

Об упразднении должности мэра

— Мэр сегодня избран у нас. Даже если мы поменяем название, уберем мэра, оставим главу законодательного органа, ничего в должностных полномочиях абсолютно не изменится. Все будет то же самое. Сити-менеджер что делал, то у него в полномочиях останется, то же и у руководителя горсовета. А вот менять все документы придется. Это большая и затратная работа. Я и мэру сказал, что не надо торпедировать законопроект, что пусть он идет, но надо прописать срок вступления в силу — когда завершатся полномочия горсовета. Тогда не будет лишних затрат. Мы должны бережно относиться к бюджетному рублю.

О возвращении Конституционного суда

— Несколько лет назад мы приостановили деятельность Конституционного суда, и связано это было с тем, что председатель Конституционного суда вышел на пенсию, и как раз в этот момент группа депутатов внесла предложение о приостановке его деятельности. В то время нельзя было ликвидировать суд, поскольку процедура ликвидации Конституционного суда была непонятна, и мы приостановили деятельность Конституционного суда, как это было сделано во многих субъектах Российской Федерации.

По инициативе фракции КПРФ в Государственной Думе вопрос был рассмотрен в Конституционном суде России, и было принято решение, что вся деятельность Конституционного суда в регионе должна рассматриваться Законодательным собранием субъекта Российской Федерации. При этом необходимо принимать окончательное решение — либо ликвидировать Конституционный суд республики, либо возобновлять его работу. После этого мы начали консультации с депутатами Народного Хурала, мнения разделились примерно пополам, и теперь встал вопрос, в каком виде сохранить Конституционный суд. Отмечу, что работа суда достаточно затратная, и необходимо искать варианты сокращения расходов на его деятельность. Есть несколько предложений, и специально для того, чтобы их все рассмотреть, создана рабочая комиссия. Одно из предложений — председателя Конституционного суда иметь на постоянной основе, а двух других судей приглашать при рассмотрении того или иного вопроса.

О газопроводе через Бурятию

— Когда президент России ездил в Китай, то там к нему дважды с вопросом строительства газопровода «Степной путь» подходил   президент Монголии. Но ведь так переговоры не ведутся, и Владимир Путин дважды уходил от ответа. Сначала должны быть созданы рабочие группы соответствующих министерств и ведомств заинтересованных стран, обговорить все нюансы и принципиально решить —да или нет, будет еще один газопровод или нет.

Со своей стороны хочу сказать, что республика крайне заинтересована в этом проекте, всячески должны поддерживать его строительство. Поэтому цепляемся за любую возможность. Были проведены все расчеты, и экономика показала, что если строить отдельную ветку или через юг Байкала, или с северной стороны, то строительство газопровода обойдется примерно в 100 миллиардов рублей, а это делает газ экономически невыгодным. Нам необходимо больше потребителей газа, или же газохимический завод по переработке газа, который тоже стоит миллиарды рублей, то тогда можно было бы вести «нитку», сейчас же это экономически невыгодно, и это в настоящее время, скорее, социальный проект.

Для решения этого вопроса нужна политическая воля руководства страны, если бы через нас прошел «поток» на Китай, то никаких вопросов бы не было. Мы не отказываемся от этой идеи, и продолжаем ее лоббировать в том или ином виде. В октябре республику посетит заместитель главы «Газпрома», и мы, конечно, будем обсуждать этот вопрос, и выйдем на какие-то решения.

Но хочу подчеркнуть, что по нашим северным территориям решение принято. Нас поддержало министерство природных ресурсов. В рамках программы защиты озера Байкал мы будем строить всю необходимую инфраструктуру для приема газа для наших северных территорий. Поездами будет привозиться сжиженный газ, распределяться в газохранилищах и уже по трубе поступать в котельные, находящиеся вдоль БАМа. Хотя могу сказать, что уже многие предприятия да и обычные люди переходят на газ, хотя это и не афишируется. Сейчас делают надежные автоматические котельные, низкие затраты на эксплуатацию.

О добыче нерпы на Байкале и браконьерах

— Я не знаю, кто так остро поднял эту тему. Дело в том, что никто не запрещал регулирование численности нерпы, она всегда идет, квота на отстрел нерпы есть каждый год. Но ее никто не стреляет, потому что нет сбыта шкурки нерпы. Если раньше шапки шили в Северобайкальском районе, то сейчас этого нет. Сейчас даже квоты не выбирают, а уж о массовом отстреле и говорить не приходится. К тому же я не согласен, что нерпа является большим потребителем омуля. На том основании, что омуль быстрее нерпы. Нерпе его не поймать. Они ловят его прямо из сетей или травмированных. То же самое и про баклана, который не способен достать омуля из глубины в 20 метров. Мы вывели баклана из Красной книги, но это не значит, что его надо массово отстреливать. Есть гуманный способ регулировать численность. Его еще наши деды освоили.

Руководство Баргузинского района провело эксперимент, они пригласили инспекторов с других территорий, и браконьерами оказались все: и те, кто ловит рыбу, и те, кто должен контролировать и следить за порядком. Тема для обсуждения есть, надо встречаться со всеми, в том числе и с браконьерами, нужно находить пути из сложившейся ситуации, при этом не наносить ущерб природе. Похожая ситуация с охотниками, они готовы встать на охрану леса. Предлагают создать добровольные бригады инспекторов, они все при ружьях, есть разрешения. Им необходимо дать право штрафовать людей, и они будут охранять лес, ведь они живут лесом, кормятся им, и они будут хорошими, надежными помощниками.

О спикере НХ РБ Цырене Доржиеве

— Ни сын за отца, ни отец за сына не отвечают, это мы с вами понимаем прекрасно (сын спикера парламента взят под стражу, находится под подозрением в участии в организованной преступной группировке. — Ред.). Цырен Доржиев профессионал своего дела, и если говорить о профессионализме, то равных ему в Народном Хурале нет.

Прошли демократические выборы, и депутаты посчитали, что Бурятия выиграет от назначения Цырена Доржиева на пост спикера. Я всегда положительно отношусь к выбору депутатов, все было сделано честно, открыто. Депутаты тоже мучились этим сложным выбором. Было несколько этапов голосования, прошла конференция «Единой России» и, поверьте мне на слово, никто на делегатов конференции не давил. Мне часто задавали вопрос, за кого голосовать. Я всегда отвечал — спросите у себя самого, и сделайте так, как считаете нужным. И когда люди проголосовали, для меня все стало ясно.

О самоволках

— Есть решение Европейского суда по этому вопросу, и там сказано, что если человек построил дом в жилой зоне, если на этой земле вообще можно строить, прожил в нем пять лет, и власть все это время не «шевелилась», то это проблема власти, а не человека. Если чиновники не работают, то они должны узаконить эти постройки. При этом все жилые строения должны узакониваться через суд. И если мы видим, что муниципалитет за пять лет ничего не сделал, то мы должны подготовить нормативные акты, а за так называемую «работу» кто-то из чиновников должен ответить. Человек построился, пять лет этот участок никому не нужен был, а сейчас стал нужен, и это вина чиновника. Почему должен страдать человек, это неправильно! Вот так должен ставиться вопрос.

О ситуации с преступностью

— У нас стало много зафиксированных преступлений с приходом нового министра внутренних дел. Он уделяет особое внимание к местам, где собираются люди в большом количестве, он возродил добровольные дружины. Новый министр стал больше обращать внимания на мелкие преступления, к примеру, кража телефона. Ведь раньше, не надо этого скрывать, украли телефон, приходишь с заявлением, а тебе говорят: а для вас это большая утрата или нет, и не всегда принимали заявления, заводили дело. Сейчас все наоборот, внимание на уличные, мелкие преступления, стали задерживать «карманников», хулиганов, проводить с ними профилактические беседы. Есть кража — заводят дело.

И человек себя чувствует более комфортно, когда видит, что его покой и благополучие охраняются, а любое, даже незначительное правонарушение пресекается. Для нас принципиально важно мнение населения, его доверие к органам правопорядка.

При этом снижается количество тяжких преступлений, повышается их раскрываемость, а это говорит о том, что ведется хорошая профилактическая работа, в том числе с молодежью. Я удовлетворен работой министерства внутренних дел.

Об инвестициях

— Что же касается инвестиций в республику, то у нас достаточно много проектов. У нас хорошо работает птицефабрика, будет запускаться новый проект. У нас есть лесоперерабатывающие проекты, которые будут запущены на севере республики, должен заработать туризм, хотя, конечно, в этом направлении проблем хватает, вплоть до федерального уровня.

Для инвестора всегда важно иметь четкую, понятную перспективу для своего бизнеса. У нас большой проект по добыче угля на Никольском месторождении, в следующем году начнем добычу угля. У нас полностью работает Хиагдинское месторождение, о котором, к сожалению, мало говорят, а таких предприятий в России последние лет двадцать не запускали, а ведь это и налоги, и рабочие места, заработная плата, инфраструктура, другие различные предприятия.

Устойчиво и хорошо работает наш свинокомплекс «Восточно-Сибирский», современнейшее предприятие, одно из ведущих в Сибири. Такого в России больше нет. Построили рыбозавод «Селенгу», запустили «Пикату», «БЛК» — пожалуйста, сделали линию. То же «Молоко Бурятии» по производству тетрапаков. «Бурятмяспром» фактически заново отстроили.

Мы очень много построили предприятий. Я удивляюсь, что люди говорят, что все разрушили. Что ничего не построили. Это же неправда, люди строили, наши с вами земляки. Кто-то внедрил мысль, что если инвестор из Иркутска пришел, то это плохо. На самом деле не так, он вкладывает инвестиции сюда. Налоги у нас, растет потребление электроэнергии, продуктов питания, зарплата, развиваются сопутствующие предприятия. Инвестора надо любить. Инвестор смотрит, прежде всего, на то, как к нему относятся!

И могу заверить, что останавливаться мы не собираемся, будут осваиваться новые месторождения, строиться новые предприятия в различных отраслях экономики. Мы будем развиваться, несмотря ни на что. Главное, что надо понять, что инвестор смотрит, как относятся к нему в регионе, нет ли различных «препонов», ограничений, поймут его или нет,  и так далее. И если в регионе созданы определенные условия, то инвестиции придут.

О детских садах и школах

— В начале года мы приняли решение о переносе строительства новых детских садов, те садики, которые уже начали строиться, мы их закончим, а деньги, которые должны были пойти на строительство новых, мы направляем непосредственно на каждого ребенка, а это 50 тысяч рублей на одно «место», и отдали деньги муниципалитетам. И каждый муниципалитет решает этот вопрос, кто-то переоборудует уже существующие помещения, если есть возможность, открывают группы в школах, создают семейные группы, есть много вариантов.

До конца года мы этот вопрос закроем, но это не значит, что мы не будем строить новые детские сады. Конечно, мы будем строить, ведь люди в большинстве своем отдают предпочтение традиционным, коллективным формам воспитания. И те альтернативные места, которые вводятся сегодня, постепенно будут замещаться местами в детских садах.

Что же касается школ, то со следующего года начнет свою работу федеральная программа в этом направлении, в течение десяти лет будет выделено порядка трех триллионов рублей. Сегодня проведено полное обследование всех школ, мы понимаем, где и как нужно строить новые школы. Благодаря этой программе аварийные школы будут снесены, где дети учатся в несколько смен, также будет решена эта проблема, ведь многие школы у нас не имеют теплого спортивного зала, и эта проблема будет решена также.

О тарифах на электроэнергию

— Что касается снижения тарифов, то здесь нужен специальный механизм. Я провел встречу в правительстве с вице-премьером Аркадием Дворковичем, были собраны все заинтересованные ведомства. Есть несколько вариантов, которые сейчас рассматриваются. Аркадий Дворкович дал поручение специально созданной комиссии, и после обсуждения будет принято решение. В работе этой комиссии примут участие и представители нашего правительства.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 23 сентября 2015

Заголовок в газете: Осенние тезисы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру