Банки Бурятии придумали новый способ по обдиранию клиентов

В республике начинается новый виток борьбы за потребителей финуслуг

Еще вчера мы наивно полагали, что борьба с незаконными банковскими комиссиями завершилась головокружительной победой потребителей.

В республике начинается новый виток борьбы за потребителей финуслуг
Нина Минеева.

Теперь банки спешат заверить, что указывают в кредитных договорах исключительно прозрачные процентные ставки и предоставляют клиентам подробный расчет всех платежей. Казалось, что саркастическая реклама 90-х о том, что надежнее всего хранить деньги в стеклянных банках, позабыта навсегда, однако иллюзии быстро развеялись. Там, где еще несколько лет назад висели объявления «вернем банковскую комиссию», теперь висит «вернем комиссию за страховку». Похоже, в Бурятии начинается новый виток борьбы за потребителя финансовых услуг, причем куда более завуалированный и коварный.

Взяла 40 тысяч, заплатить нужно 75 тыс. рублей

— Мне срочно нужно было взять потребительский кредит на 40 тыс. рублей, и я обратилась в банк, чья реклама излучала неимоверную любовь к пожилым людям, — рассказывает улан-удэнка на пенсии Нина Минеева. — В банке мне сообщили, что без страховки кредит выдать не могут, причем нужно застраховать не только себя, но и двух родственников. Самое интересное, что для страхования родственников даже не требовались их документы, а только телефоны. Пока я ходила за этими телефонами домой, та же девушка в банке, что оформляла мне кредит, оформила и договоры страхования. Тут же в банке она внесла за всех первый платеж по страховкам и вручила пакет документов. Уже дома я с удивлением обнаружила, что в банке мне зачем-то оформили сразу три страховки — страхование моей жизни и здоровья, страхование здоровья моей 9-летней внучки и страхование моей квартиры, о которой вообще речи не было.

Удивило меня и другое. Банк выдал мне на руки 40 тысяч рублей под 29,9% годовых, а в договоре потребительского кредита почему-то значится 56 329 рублей, а вместе с процентами и вообще выходит 75 579 рублей. То есть я хотела взять на два года 40 тыс., а получилось, что мне надо будет выплатить почти в два раза больше и непонятно почему. В расчетной таблице ежемесячный платеж указан в размере 3312 рублей, но девушка в банке рядом с таблицей ручкой приписала, что на самом деле я должна до 24 числа каждого месяца платить по 3500 рублей. Ежемесячная комиссия за смс-информирование составила 75 рублей, хотя смс я получила только один раз. Никаких письменных пояснений, почему такие суммы, в документах не оказалось. Словом, разобравшись в такой любви ко мне лично, я вернулась в банк и попросила все объяснить. Зачем, помимо меня, застраховали мою внучку и мою квартиру. Зачем смс-информирование за 75 рублей в месяц. Почему 3500 каждый месяц, а не то, что прописано в таблице и так далее. Мне сказали, что я сама все подписала, и никто мне ничего объяснять и уж тем более менять не будет.

Зачем банку страховать бабушку, внучку и Жучку

Было время, когда наши банки брали за свои услуги массу самых разнообразных комиссий, в результате чего банк «Русский стандарт» сказочным образом оказался в пятерке крупнейших кредитных организаций страны. Например, в самом центре Улан-Удэ, на Арбате, банк «Русский стандарт» открыл офис, где народ, движимый привлекательными процентными ставками, толпился с самого утра. Правда, очень скоро выяснилось, что, оформляя кредит в банке под 23% годовых, человек на самом деле платил 104%, а потому «Русского стандарта» на Арбате очень скоро не стало, а с ним и легкого банковского счастья. После того как свое веское слово по этому поводу сказали надзорные органы и суды, возникло ощущение, что сомнительные банковские комиссии мы всем миром наконец-то победили. Однако вместо банковских комиссий неожиданно появилась другая напасть под названием «страховки».

Дело в том, что при оформлении потребительского кредита в обязательном порядке требуется полис страхования жизни, который по закону потребитель может оформить в какой угодно страховой компании на тех условиях, которые посчитает для себя приемлемыми. Банки не имеют права страховать клиентов, так как это отдельная деятельность, требующая по закону отдельной лицензии, которой у банков нет. Между тем во многих банковских отделениях вам предложат не тратить времени, а оформить страховку буквально за соседним столом. Хитрость заключается в том, что страховку вам берется оформить едва ли не сам банковский работник, а это значит, что нет никаких гарантий того, что вас действительно застраховали.

Внешне все выглядит, как обычно, если не считать того, что при средних расценках на страхование жизни в Бурятии в размере 2% страховка в банке может обойтись вам и в 10%, и даже в 14% от суммы взятого вами кредита. Позднее выяснится, что кроме жизни бабушки банк под шумок зачем-то застраховал ее внучку, Жучку, кошку и даже избушку, в которой они все вместе живут, хотя избушка предмет неодушевленный и вообще никакого отношения к потребительскому кредиту не имеет. Вполне может оказаться, что никаких договоров совместной работы между банком и страховой компанией на самом деле нет, платежи за страховку на счет страховой компании никто не перечислял, а значит, случись завтра что с бабушкой, внучкой, Жучкой, кошкой и, не дай бог, их избушкой — никаких страховых выплат им никто не сделает. Потому что на самом деле все страховые суммы плюсуются к основному долгу — он же потребительский кредит, на все это банк накручивает сверху проценты, и именно так на сегодня выглядит новая схема по объегориванию народа. Так что трижды были правы юмористы 90-х, когда советовали хранить деньги не в кошельках, шкатулках и сейфах, а в трехлитровых банках — солидно, надежно и действительно прозрачно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 7 октября 2015

Заголовок в газете: Из банки с любовью

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру