«Закон 21» Привет с большого бодуна

Отсутствие злосчастного «гена пьянства» позволяет бурятам пить спиртное, и даже его суррогаты

В конце прошлого месяца в Госдуму внесен законопроект о запрете продажи алкоголя лицам до 21 года. Это не первая попытка дать по рукам юным алкоголикам и их теплому взрослому окружению.

Отсутствие злосчастного «гена пьянства» позволяет бурятам пить спиртное, и даже его суррогаты

Автор законопроекта сенатор А.Беляков, будучи депутатом ГД, вносил аналогичное предложение в 2012 году.

Понятно, оно тормозилось мощным алкогольным лобби и отчасти правительством. На этот раз шансов пробить резонансный «закон 21» больше. В его пользу уже высказались Д.Медведев и В.Матвиенко. 24 сентября с.г. о своей поддержке законодательной инициативы заявил Роспотребнадзор. Но главное, авторы законопроекта в его обосновании указали, что, согласно новым исследованиям, биологическое созревание организма завершается не к 18 годам, а позже. А также, что к разработке «закона 21» привлечены представители медицинского сообщества, эксперты в области сохранения здоровья нации, а сама законодательная инициатива одобрена ректорами ведущих медицинских вузов РФ.

Читай между строк, речь о генетике, о которой в пьяной плоскости говорить в приличном обществе стыдятся. Вообще по поводу «гена пьянства» много пиара, спекуляций и домыслов — не только на кухнях, но и в СМИ, реальном секторе экономики и даже в медицинской среде. Например, считается, что одиозный ген присущ народам Севера. А это уже если не южнее, то теплее к нам.

Понедельник — день тот самый

Вышеназванный законопроект внесен 22 сентября 2015 года, во вторник, видимо, оттого, что понедельник — день тяжелый. Некоторые даже обзывают первый день недели «днем бодуна» — после выходных забегов в ширину.

«БYдYYн» в переводе с бурятского «толстый». В данном контексте, опухший после вчерашних возлияний. Неизвестно, когда в русском народе пошел гулять бесшабашный и явно производный «бодун», но пили славяне наравне с бурятами издавна. Об этом хорошо знают сибиряки, привыкшие согреваться интернациональным способом. Без проблем с печенью — утром, днем и вечером. Парадокс кризисного года: на фоне всеобщего вздорожания закуски упала минимальная цена на «запивку». Но это лишь маленький привет с большого бодуна.

Сегодня мы наблюдаем свертывание антиалкогольной кампании. Сперва с трибуны Народного Хурала завели разговор об отмене запрета ночной продажи спиртного. Затем минпромторг РФ допустил возможность возвращения алкоголя в ларьки.

Вот почему такой резонанс получило дело «узкоглазых и луноликих», с коими, де, не следует садиться за стол, запущенное на Первом канале под занавес прошлого года. Ведущая, касаясь причин алкоголизма в России, озвучила взгляды, признанные частью аудитории расистскими. Бурные дискуссии возникли в социальных сетях. Они сводятся к одному: есть ли у азиат загадочный «ген пьянства»?

Такого гена нет вообще, утверждает доктор биологических наук С.Боринская, главный научный сотрудник лаборатории анализа генома Института общей генетики им. Вавилова. По ее мнению, в программе Е.Малышевой сделано множество грубейших ошибок. Например, что у всех монголоидов не активен фермент, обезвреживающий ацетальдегид, токсичный продукт, в который превращается алкоголь. Утверждение, что все монголоиды не способны расщеплять алкоголь или ацетальдегид — ошибка. Северным народам приписали особенности китайцев. Знаю 92-летнего ветерана войны, бурята, участника Сталинградской битвы, который до сих пор каждый день выпивает в обед фронтовые «зYн грамм». История ошибки, на которой Малышева построила целое суждение, берет начало в 1970-80-х годах. Тогда выяснилось, что у китайцев и японцев ферменты печени, перерабатывающие спирт  в токсичный ацетальдегид, обезвреживающие этот токсин, отличаются от тех же ферментов у европейцев. Больше половины населения Китая и Японии плохо переносит алкоголь, потому что спирт в токсичный ацетальдегид у них идет быстрее, чем у европейцев. А расщепление ацетальдегида очень медленно.

Результаты генетических исследований японцев и китайцев были перенесены на всех монголоидов, их особенности приписали народам России. Северные монголоиды сильно отличаются от южных. У них сочетание ферментов метаболизма алкоголя, выяснили исследователи позднее, такое же, как у европейцев.

Другой стереотип: у северных народов генетическая предрасположенность к алкоголизму. Причина этой ошибки еще удивительнее, чем первой. Во всех научных исследованиях показано, что усиленное накопление ацетальдегида снижает дозу потребляемого алкоголя. Среди алкоголиков гены, о которых идет речь, встречаются реже, чем среди пьющих умеренно. Это и понятно — плохое самочувствие заставляет воздерживаться от возлияний. Но в России почему-то стали утверждать, что эти самые варианты генов, ускоряющих накопление ацетальдегида, у северных народов вызывают стремление к пьянству. Мало того, что им приписали китайские особенности генов, еще и заявили, что эти особенности предрасполагают северные народы к алкоголизму.

Кому на Руси жить/пить здорово?

Кстати (или некстати?), глядя на ведущую телепрограммы «Жить здорово!», на ярко выраженную луноликость-скуластость и ясный плюсовой взор, становится понятной ее пристрастность в традиционном на Руси вопросе: пить или не пить? Так вчерашние алкаши, закодировавшись на год, шарахаются от недавних закадычных друзей. Впрочем, ничего удивительного — процесс смешения и смещения акцентов запущен аж с Золотой Орды.

Между тем в «цивилизованной» Европе самих русских выгоднее держать за «узкоглазых и луноликих». Утверждается, что славяне якобы являются носителями «гена пьянства», доставшегося им со времен Чингисхана. Какова была бы реакция г-жи Малышевой (если она русская по крови), кабы ее западная коллега призвала не чокаться с ней? Санкция, понимаешь ли. На самом деле, и это подтверждено в Институте общей генетики им. Вавилова, лишь один из 10 русских является носителем неудобного гена. Этот показатель куда ниже, чем, скажем, в Северной Европе.

Ранее на НТВ вышел фильм «Ген пьянства», более научно обоснованный. Вывод создателей ленты: проявление злополучных генов зависит от социальной среды. Эти гены влияют не на то, хочется ли человеку выпить, а на то, как он себя будет чувствовать после выпивки. И их распространенность не связана с расой. Более того, у носителей азиатского гена вероятность стать алкоголиками меньше, резюмирует автор фильма. Потому что симптомы отравления проявляются скорее. Согласно исследованиям, люди с таким геном выпивают в среднем на 20% меньше. Повторим, что речь идет о южных монголоидах. Туристы из России, наверное, заметили, что в Китае, Таиланде, Вьетнаме, Японии пьяных практически не видно на улицах. Потому что это увлекательное занятие в тамошних широтах крайне вредно, и местные жители знают об этом из поколения в поколение.

Отсутствие злосчастного гена позволяет бурятам пить спиртное, даже его суррогаты. Иначе народ попросту бы «ушел за горизонт», чего, судя по приросту рождаемости и дипломов о высшем образовании, не скажешь. Если б далекие гости выпили забайкальскую «катанку», популярную в ряде бурятских сел, посмотрел бы я на них утром. Последним, однако, гордиться незачем.

Другое дело, когда ошибки в трактовке научных данных тиражируют журналисты и телеведущие. Последствия подобных публикаций не такие уж безобидные. Это ведет к изоляции северных монголоидных народов в многонациональной России. Видно, кому-то выгоднее объяснять провалы во внутренней политике генетической ущербностью «низов», чем улучшать их социальные условия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 7 октября 2015

Заголовок в газете: «Закон 21» Привет с большого бодуна

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру